Скандал о 559 миллионах, провалившихся в черные дыры МВД, разгорается все жарче. Следует признать, что у сторонников Луценко заведомо невыгодная позиция: они не могут опираться на документы, потому что не имеют доступа к архивам МВД. Не мог же, в самом деле, бывший министр, уходя в отставку, снять копии со всех проходивших через его руки бумаг. Зато у его оппонентов — все под рукой.
Для того, чтобы разобраться в потоках противоречивой информации и дезинформации, искусство разведки учит обращать внимание на детали. Вот о чем свидетельствует одна из таких деталей. В заявлении Департамента связей с общественностью от 3 марта 2007 года говорится, что «ни один из фактов, приведенных министром В.Цушко, не получил документального опровержения». Между тем факты, изложенные Цушко, первым опроверг сам Цушко. И вслед за ним его Департамент связей с общественностью.
23 февраля на заседании Верховной Рады Василий Цушко заявил, что в прошлом году от учета было укрыто 725 погибших в дорожно-транспортных происшествиях и общее количество жертв составляет более 7500 человек. Запомним. Спустя пять дней, 28 февраля, на совместном заседании коллегий Генеральной прокуратуры и МВД Цушко в своем выступлении назвал уже совсем другую цифру погибших в 2006 году — 6,8 тысячи. И на этот раз ни слова не сказал о фальсификации статистических данных.
Тексты обоих выступлений размещены на официальном сайте Департамента связей с общественностью МВД Украины (https://mvsinfo.gov.ua/) в рубрике «Цілком офіційно», и каждый желающий может это проверить.
Какой из этого следует сделать вывод? Возможно, такой: никаких семи сотен укрытых от регистрации трупов не было, и устами Василия Цушко дезинформировали депутатов, чтобы оклеветать прежнее руководство МВД. А уже в узком кругу генералов и прокуроров была названа реальная цифра. Если эта версия верна, то любой здравомыслящий человек задумается, а не являются ли 559 миллионов такой же дезой, как и 725 трупов?
Можно, конечно, выдвинуть другую версию: клерки, готовившие доклад, впопыхах перепутали старые данные с новыми и подсунули шефу не ту цифру. Но тогда где гарантия, что по остальным изложенным в докладе позициям они ему подсунули «ту цифру». На этот раз уже не впопыхах, а вполне осознанно. В любом случае это означает, что слова нового министра следует просеивать через очень мелкое сито.
На днях удалось поговорить на эту тему с заместителем министра внутренних дел по финансово-хозяйственным вопросам Виктором Сусловым. Он очень уверенно и убедительно рассказывал о нарушениях и злоупотреблениях, о штатах и растратах, называл много цифр и фактов. Автора этих строк больше интересовало, действительно В.Суслов владеет вопросом или читает то, что ему написали помощники. Чтобы выяснить это, я задал ему очень простенький как для зама по тылу вопрос: какова штатная численность всех сотрудников органов внутренних дел, сколько из них аттестованных работников милиции и каков личный состав внутренних войск. Ответа не последовало. В написанном для него докладе этих цифр не было, и непрогнозируемый вопрос выбил Виктора Ивановича из колеи — он беспомощно произнес нечто невразумительное. А я понял, что начальник тыла не знает, сколько во вверенном ему подразделении людей, которых ему надо кормить, одевать и обеспечивать зарплатой.
Быть может, он не хотел выдавать секретные данные? Вовсе нет. У нас в Украине по штату 310 тысяч сотрудников МВД, из них 190 тысяч — аттестованные работники милиции и 30 тысяч бойцов служит во внутренних войсках. Эту информацию легко получить, полистав подшивку ведомственной газеты «Именем закона». И если заместитель министра за два месяца своего пребывания в должности еще не разобрался в том, что секретно, а что несекретно, он мог бы назвать цифры, исходя из Закона Украины «О структуре и общей численности МВД». Там указана верхняя планка, ниже которой опускаться можно, а вот выше подниматься нельзя: соответственно 357, 240 и 33 тысячи. Но В. Суслов и этих цифр не назвал. Он их просто не знал.
Может быть, это придирки по мелочам? Вовсе нет. Любой начальник милиции районного, областного или республиканского звена обязан держать в голове данные о территории и населении его участка, среднегодовом количестве преступлений (в том числе убийств), штатной численности личного состава (в том числе некомплекта) и величине ежегодного финансирования (в том числе внебюджетного). В конце концов, набор этих цифр не так уж велик, а болеющий за дело руководитель с этими цифрами засыпает и с ними же просыпается.
А вот количество пистолетов и патронов ему держать в памяти вовсе не обязательно. Повседневные заботы этого не требуют. У нас, слава богу, ни большой, ни малой войны не предвидится, и на такие второстепенные вопросы должен без запинки ответить его помощник по тылу.
Понимаю, что у Виктора Ивановича тоже есть помощники, которые по первому его требованию очень быстро найдут ответ на любой касающийся его компетенции вопрос. Но эти же помощники и подсунут ему какую-нибудь ахинею, как подсунули Цушко, а он озвучит ее с самой высокой трибуны.
Возвращаясь к финансовым злоупотреблениям. Их не может не быть в условиях заложенного много лет назад режима недофинансирования органов внутренних дел. Когда из госбюджета на их содержание выделяется самый что ни есть «биологический минимум», милиционеры не то что вынуждены, их даже обязывают изыскивать дополнительные источники доходов.
Злоупотребления в милиции всегда были и будут, при любой власти и при любом министре. Не стал исключением Ю.Луценко, не будет исключением и В. Цушко. Другое дело, кто и как пытается с ними бороться или использует их в собственных интересах.
Ю. Луценко, конечно, наломал немало дров в кадровой политике, однако при нем не было массового нашествия ни «львовских», ни «ривненских». А непропорционально большое количество «донецких», интенсивно заполняющих верхние управленческие звенья МВД, вовсе не способствует эффективной роботе всего коллектива.
Милиция в недавнем прошлом уже видела похожую кадровую интервенцию представителей одного региона. В 2000—2001 годах Юрий Смирнов привел сначала в ГУВД Киева, а потом и в центральный аппарат МВД целую рать днепропетровцев. И что в результате? Бандитов они ловили намного хуже местных оперативников, а очки втирали еще топорнее. Напомним, что именно тогда убийство Гонгадзе пытались повесить на двух погибших в разборках рэкетиров, а убийство Александрова — на бомжа. Зато наглость, с которой пришельцы урывали себе квартиры и решали личные вопросы, поражала даже видавших виды столичных ментов. Закончилось все тем, что Ю. Смирнову в конце концов указали на дверь, а его «дружная сплоченная» команда рассосалась, как гнойный нарыв на теле.
Нечто подобное происходит и сейчас. «Донецкий десант» в МВД высажен явно не с целью усиления борьбы с преступностью. И не для того, чтобы обезопасить исполнительную ветвь власти от всяких неожиданностей. Практика показала, что в случае революции неугодное народу правительство не спасут ни крымский полк спецназа, ни ОМОНы из восточноукраинских областей. Поэтому у донецких замов другая, вполне конкретная задача. И малосведущий в милицейских делах Виктор Суслов призван в МВД не для того, чтобы навести порядок в финансах. …А все грехи потом спишут на министра-социалиста.