Августовский указ Президента страны, принятый по Одесщине после работы в области Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины, как уже видно теперь, оказался не только трудновыполнимым, но по некоторым пунктам просто неподъемным. Видимо, такого рода указы пишутся не для того, чтобы их выполнять. Комиссия О. Колинько, напомним, проверяла, как обеспечиваются в области законность и правопорядок, соблюдаются права и свободы граждан и что для этого делают власти и прокуратура. Хотя и без проверок давно всем ясно: интересы рядовых граждан и государства в целом по сравнению с интересами узкого круга лиц в нашей стране ничто.
Разумеется, Одесская область (как и Львовская) в обойму тех регионов, куда с комплексной проверкой нагрянул и еще нагрянет Координационный комитет, попала неслучайно. После Львова уже никто не сомневался, что у комиссии О.Колинько особое предназначение. Правда, в Одессе (в отличие от Львова) комплексная проверка, предшествующая указу, наделала больше шума, чем сам указ, после которого в стане силовых ведомств последовал ряд кадровых отставок, впрочем, давно прогнозируемых. О них заговорили еще в начале года, после очередного громкого убийства, когда Одессу вновь стали называть городом со сложной криминогенной обстановкой. Многие начальники тогда с дрожью в коленях ожидали совместную коллегию силовиков с участием первых лиц, но она так и не состоялась. Кстати, после отъезда комиссии О.Колинько в Киев кое-кто из начальства тоже посчитал, что «пронесло». Однако оргвыводы последовали. Поэтому для ряда одесских чиновников они в некоторой степени стали ударом в спину. В том числе и для губернатора области Сергея Гриневецкого. Правда, он получил всего лишь выговор и указание уволить своего заместителя по АПК Анатолия Мирошникова. Но вместе с тем в адрес губернатора прозвучали довольно резкие оценки, которые вовсе не сообразуются с его наказанием.
В связи с этим многие в Одессе не сомневаются, что указ Президента лишь отчасти связан с реальной борьбой с коррупцией и организованной преступностью. Происходящее скорее похоже на «зачистку» рядов в сочетании с психологической атакой накануне предстоящих выборов. Поэтому кадровые отставки по Одессе превратились в кадровые торги.
После выхода указа незамедлительно был уволен лишь начальник УМВД в Одесской области Юрий Ивушкин, который проработал в этой должности без малого два года. Его смещение без всяких проволочек связывают с отставкой министра внутренних дел Украины Юрия Смирнова. Не было никаких затяжных пауз и с назначением нового начальника. В Одессу вернулся генерал Григорий Епур, занимавший пост заместителя госсекретаря МВД. До работы в министерстве он руководил Луганским областным УМВД, куда был переведен с должности заместителя начальника Одесской областной милиции.
Что же касается других отставок, то начальник областного управления юстиции Николай Лесогоров, проработавший в этой должности свыше 11 лет, в данный момент не уволен, а находится на больничном. Областное управление юстиции даже намерено оспаривать выводы комиссии О. Колинько, усмотревшей в их работе массу нарушений. Государственная исполнительная служба, в частности, не согласна с тем, что она якобы в несколько раз занижает стоимость конфискованного таможней имущества, реализацией которого занимается.
На больничном находится и начальник Черноморской региональной таможни Александр Токарчук, год как занимающий данный пост. Ежегодная смена руководителей ЧРТ уже стала притчей во языцех. Кресла под ними начинают шататься, как только они в них усаживаются. На сей раз немало усилий для этого приложила местная власть. Хотя давно всем понятно: отставкой начальника проблемы в этой сфере не решишь. Систему менять надо, причем в корне, как говорят сами таможенники. Но никто этого делать не собирается. Сегодня инспектор Черноморской региональной таможни получает зарплату ниже прожиточного минимума. При этом вакантных мест в ЧРТ не бывает. А если и появляются, то туда так просто не устроиться. Так что непонятно, о какой борьбе с коррупцией и контрабандой в таких условиях может идти речь.
Разумеется, такое положение вещей устраивает многих. Ибо настоящая борьба с контрабандой затрагивает интересы значительного количества бизнес-структур и покровительствующих им высокопоставленных чиновников. Поэтому таможенникам, даже при большом желании, по-настоящему бороться с контрабандой просто-напросто не позволят. В указе говорится, что значительное количество направленных таможенными органами дел о больших суммах контрабанды прокуратура закрывает, а товары возвращаются собственникам. Мелкие же факты передаются в суд. Вот такая вкратце иллюстрация к «эффективности» борьбы с контрабандой.
Кстати, Святослав Пискун недвусмысленно дал понять, что у него нет замечаний к работе прокурора Одесской области. В августе Генпрокуратурой была проведена комплексная проверка, и по ее результатам М. Косюта был назначен на новый пятилетний срок.
Если же взглянуть на выявленные нарушения (а это лишь капля в море), то ясно: законы на территории области (как, впрочем, и в стране в целом) работают не в интересах рядовых граждан, территориальной громады и государства в целом, а на благо отдельных лиц.
Не иначе как черным переделом можно назвать процессы, происходящие сегодня в экономической сфере области. По специально разработанным схемам определенный круг лиц, пользуясь поддержкой чиновников и судей, умышленно подводят к банкротству предприятия, прибирая к рукам имущество акционеров и государства. Заодно новые хозяева забирают социальную сферу предприятий: базы отдыха, детсады, спорткомплексы, пионерлагеря, помещения в центре города, тут же продают их, а долги перед бюджетом и работниками завода остаются непогашенными.
При этом в области не зафиксированы преступления в таких привлекательных для криминала сферах, как приватизация и внешнеэкономическая деятельность. Хотя правоохранители на протяжении года не раз заявляли об экономической природе резонансных преступлений в Одессе — что именно экономические войны порождают криминальные. Стоит почитать увесистые тома уголовного дела по факту убийства гендиректора АРК «Антарктика», и станет ясно, каким образом в нашей стране ведется бизнес. Однако громкие заявления о выявленных в ходе расследования данного убийства экономических преступлениях сотрясли воздух, и не более. Милицейские чиновники лишь разводят руками, заявляя во всеуслышание, что конфликты между коммерческими структурами могли разрешаться только силовым путем. Когда милиция, прокуратура и суды бездействуют, аргументом в споре становится пуля.
В Одессе не первый год идет распродажа побережья Черного моря. Но преступлений в этой сфере тоже не зафиксировано. Неужели правоохранительные органы не видят творящегося беззакония? А ведь распродажа земель рекреационного и оздоровительного назначения достигла угрожающих темпов. За последние годы ряд санаториев «незаметно» исчезли, а их земли отданы под строительство жилья. Продолжается раздача земель и действующих санаториев.
А вот одна из схем, с помощью которой осуществлялась передача земель со сменой их целевого назначения в частную собственность физическим лицам. Предприятие, покупавшее дома и сооружения санаториев, зачисляло в свой штат новых лиц, каждый из которых вносил энную сумму. Затем предприятие создавало неприбыльную организацию в форме жилищно-строительного кооператива, куда и переходили новые работники. А вслед за ними ЖСК передавались и приобретенные объекты санаториев, якобы для хозяйственных целей. Завершало схему решение горсовета о предоставлении в частную собственность расположенных под этими объектами земель с выдачей госактов гражданам — членам новоиспеченного кооператива. Получив землю бесплатно, они сносили лечебные и спальные корпуса и на их месте строили себе жилье.
В данной ситуации речь идет, по сути, о теневой распродаже ценной земли — национального богатства. При этом, передавая бесплатно участки отдельным гражданам под строительство коттеджей, чиновники не только наносили непоправимый ущерб всему комплексу лечебно-оздоровительных учреждений курортной зоны Одессы, но и местной казне, которая теряла солидный источник наполнения бюджета. К примеру, на Французском бульваре, где рыночная стоимость одной сотки 20—25 тыс. долларов, частным лицам для строительства домов передано бесплатно 0,8 га земли санатория «Украина» и 1,5 га санатория им. Чувырина. Бесплатно достались отдельным гражданам и два гектара земли базы отдыха «Красные зори», 3,6 га базы отдыха «Маяк», три гектара детского санатория «Здоровья», которого более не существует. Рыночная стоимость этих земельных участков составляет 10—15 тыс. долларов за одну сотку. Только с 1 января по 20 мая этого года в частную собственность гражданам передано бесплатно 154 участка. Помимо всего прочего, застройка курортных земель идет за счет уничтожения зеленых насаждений и даже парков и скверов, что приводит к ухудшению экологической ситуации.
Все это делалось с разрешения местных властей, то есть по решению горсовета. И под его неусыпным контролем. Дело в том, что одесские власти создали свои городские управления земельных ресурсов и экологии. Они-то и забрали себе полномочия госорганов, тем самым способствуя раздаче курортно-оздоровительных земель.
Вышесказанное — выводы членов межправительственной комиссии, проверявшей летом этого года сохранность сети санаторно-курортных учреждений и эффективность использования земель в Одессе. Координационный комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью в этом убедился тоже. И Президент отреагировал. Как написано в указе, на территории Одесской области сложилась критическая ситуация с соблюдением земельного, природоохранного и экологического законодательства. Выявлены многочисленные факты незаконного выделения участков на землях санаторно-курортного, природоохранного, оздоровительного назначения. Более того, Президент велел снести незаконно возведенные объекты и вернуть территориям их законный статус.
Интересно, верит ли сам Леонид Кучма в то, что подписал? Ведь сносить-то придется особняки, принадлежащие, в том числе, и высокопоставленным чиновникам, работникам милиции, прокуратуры, суда. В Одессе не верят. Чиновники вообще ухмыляются: дескать, не 37-й год на дворе, объекты — частная собственность.
Трудно, конечно, представить себе снос особняков. Наверное, можно было бы потребовать заплатить казне за участки ценной земли, которые достались бесплатно. Был бы хороший урок и большая выгода городу и державе. Однако для нашей страны это из области невозможного. Одесский горсовет, для которого нарушение земельного законодательства стало делом привычным, на замечания государственных контролирующих органов не реагирует. Даже после проверки правительственной комиссией, как сказано в указе Президента, состояние использования земель не изменилось.
Комиссией О.Колинько тоже было вынесено постановление о запрете строительства ряда объектов. Речь идет о возведении частного двухэтажного строения (хозяином которого является высокопоставленный чиновник из Киева) на территории санатория им. Чкалова. Тем не менее работы прекращены не были. Временный запрет на строительство объектов на склонах морского побережья, то есть в оползневой зоне, тоже особого действия не возымел.
Иначе и быть не может, если генпрокурор С.Пискун после выхода указа Президента заявляет, что претензий к работе местных органов прокуратуры (при молчаливом согласии которых все это происходило и происходит) у него нет. Что же касается городских властей, с позволения которых идет разбазаривание ценных земель, то на вердикт Президента они «отреагировали» сразу же. В тот день, когда указ Президента появился в Одессе (аккурат в канун празднования Дня города), мэр Руслан Боделан вручал Президенту страны Л. Кучме (заочно) почетную награду одесского городского головы за весомый вклад в экономическое, культурное и социальное развитие Одессы...