UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тендерная палата #3

На рынке недвижимости создается новая коррупционная схема

Автор: Людмила Симонова

В Раду внесен новый законопроект о риелторской деятельности, которым народные депутаты, судя по всему, намерены «нагнуть» рынок недвижимости, чтобы собирать средства в карманы частных дельцов.

9 июня 2020 года в Верховной Раде под №3618 зарегистрирован проект закона о риелторской деятельности в Украине, подписанный 32 народными депутатами. Среди подписантов большинство представляют партию «Слуга народа». Есть также один депутат от «Европейской солидарности», три — от «За життя», два — от «Довіри», один — от «Батьківщини».
Фронтменом выступил глава комитета ВР по вопросам экономического развития депутат Д.Наталуха. Так что можем видеть такое непривычное единение депутатов многих фракций вокруг, казалось бы, незначительного законопроекта. Случайно ли оно? Попробуем разобраться.
Не будем анализировать многочисленные мелкие ошибки и нарушения, присутствующие в этом проекте, перейдем сразу к коррупционной вишенке на торте. Хотя на самом деле их там две. Итак, первая и самая отвратительная «вишенка» заключается в том, что какая-то частная организация (с громким именем, но все же частная) становится собственником нового информационного реестра «индивидуальных регистрационных номеров информационного паспорта объекта недвижимости в Единой информационной базе данных в сфере риелторской деятельности согласно Закону Украины «О риелторской деятельности в Украине».

Причем вносить в этот реестр информацию об объекте недвижимости, подлежащем купле/продаже или аренде, обязательно! Авторы законопроекта предлагают даже внести изменения в Гражданский кодекс, запретив нотариусу осуществлять договоры купли/продажи без указанного индивидуального номера.

Вам это ничего не напоминает? Неужели кто-то забыл о недавно отмененной коррупционной схеме оценки недвижимости, требовавшей регистрировать оценку через частные площадки в Единой базе данных по оценке за 1800 грн за каждую регистрацию?

Наверное, авторам внедрения этой схемы в оценке очень понравилось получать бешеные деньги за «дежурство у ворот» — иначе эту схему охарактеризовать нельзя. Как говорил известный пан Черномырдин: «Никогда такого не было, и вот опять». Потому что снова стараются пропихнуть ненужную услугу, чтобы заниматься вымогательством. Странно видеть перечень депутатов, подписавших законопроект: либо они его не читали, либо решили присоединиться к этой компании, — по-другому трудно объяснить эти подписи.

Вдумайтесь только: каждый человек, который хочет продать недвижимость, должен будет разместить всю информацию об этой недвижимости в открытом доступе. В отдельных случаях это просто из серии «вызываю огонь на себя» в виде бандитов разного калибра. А может, кто-то не хочет афишировать, что он продает свою недвижимость? Какое право имеет государство требовать обнародовать эту информацию?

А главное, что эта информация будет размещаться на сайте частной компании под названием «Национальная федерация специалистов в сфере риелторской деятельности». На каких основаниях частной компании делегируются подобные полномочия? Вопрос не риторический, поэтому хотелось бы услышать ответ от подписантов законопроекта. Остается надеяться, что вменяемые депутаты отзовут свои подписи под таким законопроектом.

Но и это еще не все. Вторая вишенка на торте — понимание того, что за регистрацию так называемого информационного паспорта объекта недвижимости будут брать средства, и немалые, поскольку очевидно: авторы площадок и авторы информационных паспортов одни и те же. Но в случае принятия этого законопроекта им ничто не помешает устанавливать сумасшедшие тарифы на оплату такой же электронной почты. Кто-то думает, что будут брать меньше? Ну-ну…

Умиляют процедуры создания указанной федерации: путем делегирования по одному человеку от каждой риелторской ассоциации. А кто докажет, это риелторская ассоциация или нет?

Опять-таки, ничего не напоминает?

А как относительно Тендерной палаты, состоявшей из похожих ассоциаций, которых было около 20? Они теперь трансформируются в риелторские, не так ли? И создадут «нужным» людям большинство, ведь так? И кто-то скажет, что этого не видно невооруженным глазом при чтении законопроекта? Неужели?

Другая коррупционная схема этого законопроекта заключается в требовании к риелторам регистрировать каждый договор с заказчиком услуг. Здесь возникает вопрос: а чем такой договор по оказанию услуг отличается от любого сервисного договора? Почему именно договоры по предоставлению консультаций о недвижимости такие уникальные, чтобы их обязательно регистрировать на каком-то сайте? А может, это отработанная на оценке схема, когда платятся деньги за ненужные услуги? Возможно, деньги небольшие, с точки зрения стоимости недвижимости в Киеве, но когда таких договоров много, то это выливается в миллион гривен в день, — как было в оценке. Все помнят истерику защитников схемы по оценке, но ты же видишь, Карл, нет площадок, и все работает без них. И рынок недвижимости прекрасно без них справляется! Так зачем придумывать новые ненужные процедуры? Чтобы, опять-таки, обогащать некоторых «очень важных людей»?

Ведь ни информационный реестр, ни реестр договоров с риелторами ничего не дают, с точки зрения развития или защиты рынка недвижимости. Так зачем они нужны?

И в завершение. Недавно увидела объявление, в котором предлагался дом за семь тысяч гривен, купленный раньше «по расписке». Хотите знать, что это означает? Оказывается, так продают, когда нет денег на оформление соглашения купли-продажи у нотариуса. Для таких людей любые расходы на оформление соглашения значительны. Если придется платить за регистрацию договора с риелтором, а потом еще и за получение информационного паспорта, эти расходы превысят стоимость самой недвижимости. И это ужасно.

Досадно и неприятно, что депутаты вместо отмены различных запретов пытаются навесить на граждан ненужные услуги, чтобы наполнить чьи-то карманы. Придумывают новые-старые схемы «честного отъема денег у граждан», снова содействуют коррупции. Неужели создание коррупционных схем в Украине никогда не прекратится?..