UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТЕАТР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА КРЕЩАТИКЕ, 36

Во вторник состоялась пресс-конференция председателя Киевсовета Леонида Косакивского. Первое, на что он обратил внимание журналистов, - события после 12 июня, дня принятия закона Украины «О местном самоуправлении»...

Автор: Павлина Семиволос

Во вторник состоялась пресс-конференция председателя Киевсовета Леонида Косакивского. Первое, на что он обратил внимание журналистов, - события после 12 июня, дня принятия закона Украины «О местном самоуправлении».

- С самого начала, - сделал ударение председатель, - исполнительная власть в Киеве стала на путь игнорирования этого закона и пренебрежения записанными в нем нормами.

Что подразумевал под этим председатель Киевсовета? Хронология событий такова. 12 июня Леонид Григорьевич подписал несколько распоряжений, касающихся кадровых вопросов, урегулирования арендных ставок (не более 5% от стоимости арендного имущества). Бурю эмоций, не схлынувшую и поныне, вызвало решение Косакивского освободить от занимаемой должности начальника АТП горадминистрации и назначение нового руководителя. Толчком к такому распоряжению стала беспрецедентная ситуация, возникшая утром 13 июня. В этот день машины, обслуживающие и председателя, и весь Киевсовет, не были выпущены на линию. Мало того. Даже прозвучало грозное предупреждение: мол, если вам вдруг и удастся заполучить автомобиль, то все равно он далеко не заедет, поскольку с него снимут номерные знаки. Так распорядилось городское ГАИ. Посему и самому Леониду Григорьевичу, и работникам секретариата пришлось добираться на работу «на перекладных». Результат - срыв всех запланированных на этот день мероприятий.

Причина столь неординарных действий: начальник АТП Василий Сытник выполнял устное указание председателя горадминистрации Александра Омельченко. Л.Косакивский освободил В.Сытника от занимаемой должности, поскольку последний совершил одноразовое грубое нарушение. И вот тут-то и началось самое интересное. Решение председателя вызвало яростный протест и возмущение со стороны горадминистрации. Вечером в позапрошлую пятницу на Крещатике, 36 фактически было введено чрезвычайное положение. До поздней ночи заседала большая группа руководителей правоохранительных органов во главе с верхушкой администрации. Решали, что делать, - ведь власти лишают…

В субботу утром Леонид Григорьевич и его коллеги на себе ощутили результаты принятого «соломонова» решения. Здание горсовета оказалось заблокированным по всем подъездам и входам. Центральный охраняли восемь (!) работников милиции и никого не пускали. Во двор не могла заехать ни одна машина. И главное - ни у кого никаких объяснений происходящему получить не удалось. Дальше - больше. А Омельченко начал разрабатывать мероприятия по блокированию работы председателя Киевсовета, сушить голову над тем, как противостоять распоряжениям последнего. Среди прочего, разрабатывалась целая штабная операция по силовому (!) захвату АТП, освобождению от должности нового руководителя и возвращению утраченного кресла Сытнику. К счастью, работники правоохранительных органов были настроены менее воинственно и на такие меры не согласились. Но захватнический дух «администраторов» не был сломлен: поздно вечером в помещении АТП взломали двери и установили трехдневную охрану. Разумеется, без всякого согласования с новым руководством АТП и горсоветом. А 17 июня нового руководителя не допустили на работу. За несколько дней до этого изъяли печать, а предыдущий начальник «прихватил» из сейфа банковские документы.

Вот так своеобразно исполнительная власть начала выполнять закон «О местном самоуправлении».

- Я хотел бы напомнить присутствующим слова Президента Украины, - резюмировал Леонид Григорьевич, - в которых он выразил надежду на то, что упомянутый закон положит начало настоящей демократии, будет способствовать нашему продвижению к европейским стандартам. В реальной жизни пока все наоборот.

Мы безудержно стремимся интегрироваться в Европу (по крайней мере, неустанно заявляем об этом), но в то же время не больно спешим стать цивилизованным демократическим государством. Свежайшее тому подтверждение - вывод страсбургского Конгресса местных и региональных властей стран - членов СЕ (3-5 июня): по оценкам экспертов, Украина относится к державам, имеющим наибольшие проблемы в области местной демократии. Являясь членом СЕ, наша страна позволяет себе грубые нарушения положений Европейской хартии о местном самоуправлении. Согласно этому важному документу, регионы должны иметь выборные представительские органы со своими (выделено мной. - П.С.) исполнительскими структурами. Государство должно лишь контролировать законность их действий и следить за выполнением государственных программ. В дело самоуправления ему вмешиваться не следует. Кроме этого, Совет Европы считает нецелесообразным, когда исполнительский «штаб» на местах формируется из государственных служащих и людьми, назначаемыми Кабмином или администрацией Президента. Участники конгресса также высказали озабоченность тем, что в последнее время в Украине наметилась тенденция к централизации власти.

Отвечая на вопросы журналистов, Косакивский сказал, что намерен неукоснительно следовать букве принятого закона. Собирается осуществить попытку созыва сессии Киевсовета. Если это не удастся, придется думать об обновлении столичного депутатского корпуса посредством выборов. Необходимо, по мнению председателя Киевсовета, принудить госадминистрацию стать на путь законности, разумеется, методами убеждения, работы с общественностью и масс-медиа, принятия не противоречащих закону решений и обязательного их выполнения. В случае крайней необходимости, г-н Косакивский будет искать поддержку в судебных инстанциях и в европейских структурах. Между прочим, описанное выше киевское ЧП уже анализируется экспертами Совета Европы.

А через день, в минувший четверг, созвал журналистов на пресс-конференцию глава Киевской городской госадминистрации А.Омельченко. В отличие от Косакивского, Александр Александрович решил выступать не в одиночку, набрав «пополнение» из рядов своих подчиненных, а также народных депутатов Украины и депутатов Киевсовета.

Прежде всего, Александр Александрович указал на ошибку, допущенную его оппонентом: закон «О местном самоуправлении» вступил в силу не 12, а 14 июня после опубликования его в газете «Урядовий кур'єр». Все акты и распоряжения, подписанные председателем Киевсовета 12-13 июня, кроме одного - о созыве 19 июня сессии Киевсовета, признаны недействительными и переданы в горсуд.

На несостоявшейся сессии (из 68 явились только 11 депутатов) Леонид Косакивский, по словам Александра Омельченко, сделал «ужасное заявление о том, что, борясь за демократию, председатель Киевсовета заблокирует все банки и парализует жизнь в городе». Реакция префекта была молниеносной: он разослал всем банкам факсы, чтобы те работали в обычном режиме, и посоветовал играть в политику после работы.

Нардеп Украины и депутат Киевсовета Владимир Бондаренко разъяснил присутствующим, почему депутаты не явились на сессию, созванную Косакивским. Судя по утверждению выступавшего, народные избранники вовсе не отлынивают от выполнения своих обязанностей. Во всяком случае, считает В.Бондаренко, пятьдесят из них хотели бы работать. Но до этого времени не было никакой возможности возобновить деятельность столичного Совета. Кто виноват? Косакивский, сделавший в свое время все, чтобы свергнуть самоуправление в Киеве.

На вопрос корреспондента «ЗН», давал ли Александр Омельченко распоряжение начальнику АТП горадминистрации В.Сытнику не выпускать 13 июня машины, обслуживающие Киевсовет, он ответил отрицательно. И добавил, что такие распоряжения отдаются только в письменном виде и лишь после этого выполняются.

- Вам может дать официальный и достаточно обоснованный ответ начальник ГАИ г. Киева полковник Шилов, - сказал Александр Александрович. - Он подтвердит, что в АТП выполнялась работа по ранее утвержденному графику: снимались номерные знаки с неисправных машин. И проводилась она не только в парке, обслуживающем все управления города. Ревизии подверглись 600 машин. С двенадцати сняли номера. Один из этих автомобилей оказался закрепленным за Киевсоветом. Причем именно та машина, которая уже в течение трех лет обслуживает семью Косакивского.

Александр Александрович добавил, что первое распоряжение председателя Киевсовета - о переходе всей коммунальной собственности столицы в распоряжение городского головы - выдано с грубым нарушением действующей Конституции. Это подтвердил и прокурор г. Киева С.Лотюк. Второе распоряжение об увольнении г-на Сытника, подписавшего контракт с нынешним главой администрации, а не его предшественником, также начисто лишено какой-либо правовой базы.

- Да и вообще, нет такой должности «городской голова», - поставил точку Александр Омельченко, - есть только председатель Киевского городского Совета народных депутатов. Должность городского головы предусматривается проектом закона «О столице», где сказано о городском самоуправлении и городской государственной власти. Но он-то пока не принят…