UA / RU
Поддержать ZN.ua

Такие тюрьмы нам не нужны

Украинский Хельсинкский союз по правам человека обратился к президенту Украины в связи с сообщен...

Украинский Хельсинкский союз по правам человека обратился к президенту Украины в связи с сообщением о намерении президента «в ближайшее время подписать указ относительно концепции реформирования Государственной уголовно-исполнительной службы Украины». Союз обращается к президенту с требованием отказаться от поддержки предложенной концепции реформы Государственной уголовно-исполнительной службы (далее — ГУИС).
По мнению членов УХС, проект концепции содержит некоторые полезные идеи и предложения, например, относительно реформирования уголовно-исполнительной инспекции, но в целом концепция требует коренных изменений. Анализ ее проекта дает основания утверждать, что она концептуально неприемлема и должна быть полностью переработана, поскольку намеченные в ней меры вообще нельзя назвать реформой. Основными недостатками концепции, по мнению авторов обращения, являются:

— упор на ошибочное понимание цели наказания и, соответственно, роли, функций и полномочий Уголовно-исполнительной службы;

— нежелание осуществлять полный переход к созданию гражданской, а не правоохранительной службы;

— отсутствие четкого определения места ГУИС в органах государственной власти.

Фактически проект концепции закрепляет и консервирует нынешнее состояние уголовно-исполнительной системы, которая остается в большой степени советским ГУЛАГом, а ГУИС является еще одним правоохранительным органом, имеющим даже свое собственное специальное подразделение для борьбы с терроризмом. Однако уголовно-исполнительная система должна быть реформирована к гибкой тюремной системе, а ГУИС должна стать гражданской службой и подразделением Министерства юстиции, как это было сделано в посттоталитарных странах Центральной и Восточной Европы. Конечно, при этом не должен снизиться существующий сегодня уровень оплаты и льгот для персонала ГУИС, учитывая сложный характер этой работы. А вот чего нет в этих странах, так это ведомственного учебного заведения для подготовки персонала пенитенциарной системы. Ошибочная главная идея концепции порождает ошибочные меры по подготовке и обучению кадров, противоречащие существующим в мире общим принципам профессионального образования.

Уголовно-исполнительный кодекс (УИК) значительно шире определяет цели наказания, чем Уголовный кодекс Украины (УК). Так, согласно ст. 50 УК Украины, целями наказания является исправление осужденных, а также предотвращение совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами. А ч. 1 ст. 1 УИК утверждает, в частности, что уголовно-исполнительное законодательство Украины является способом достижения «цели защиты интересов лица, общества и государства путем создания условий для исправления и ресоциализации осужденных, предотвращения совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами». Очевидно, что «защита интересов лица, общества и государства» и «ресоциализация», несмотря на всю свою привлекательность, — чужие среди целей, названных в ст. 50 УК.

Украинский законодатель, определяя цель «защиты интересов лица, общества и государства» как единственную цель уголовно-исполнительного законодательства, тем самым фактически снова внедряет в национальное законодательство концепцию защиты общества от преступников, которая служила основой ВТК РСФСР (1924 г.) и ВТК УССР (1925 г.). Подмена сформулированной в ст. 50 УК Украины цели наказания «защитой интересов лица, общества и государства» является не чем иным, как стремлением отказаться от понятия наказания, выработанного наукой уголовного права Украины, размыть четкие границы реальной уголовной ответственности, отвергнуть основные положения теории исполнения наказаний, что в конце концов может привести к деюридизации деятельности органов и учреждений исполнения наказаний. Соответственно главные идеи концепции о том, что «ресоциализация осужденных является главной конечной целью функционирования пенитенциарной системы», а «наказание за содеянное преступление является только одной из равноправных задач в реализации наказания» и «исправление и ресоциализация конкретного осужденного являются такими же обязательными, как и наказание», по нашему мнению, ошибочны. Целью наказания должно быть только выполнение комплекса правоограничений, налагаемых приговором суда, а деятельность ГУИС должна быть направлена на обеспечение этого комплекса. Функции воспитания и ресоциализации осужденных непосильны и неприемлемы для персонала ГУИС. Воспитывать и обеспечивать ресоциализацию осужденных должно все общество в целом — общественные организации, образовательные, религиозные общины и т.д.— при содействии уголовно-исполнительной службы. Для этого система исполнения наказаний должна быть значительно более открытой, чем сейчас. В Украине распространена чрезвычайно негативная тенденция, когда реформу министерств и ведомств готовят эти же органы сами для себя. В этом случае из-за личной заинтересованности ни один орган власти не способен объективно определить пути своего реформирования. Таким образом, получаются не концепции реформирования, а планы деятельности этих органов, которые на самом деле не обеспечивают внедрения в стране международных стандартов, в частности по правам человека. Мы считаем, что отсутствие в стране реформ в значительной степени обусловлено такими примерами самореформирования, отметили члены УХС.