UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТАК КТО СПОСОБСТВУЕТ НАРКОБИЗНЕСУ

В предыдущем номере «ЗН» опубликована статья «Спецслужба осуществляет интенсивную терапию», в которой затронута очень больная для Украины тема - незаконного оборота наркотических средств...

Автор: Виктор Чумак

В предыдущем номере «ЗН» опубликована статья «Спецслужба осуществляет интенсивную терапию», в которой затронута очень больная для Украины тема - незаконного оборота наркотических средств. Журналист подготовил статью на основе материалов, предоставленных СБУ. Однако одна публикация далеко не исчерпывает столь сложной, запутанной и, можно сказать, запущенной проблемы, каковой сегодня является сфера обращения с наркотическими и психотропными препаратами в Украине. Поэтому в продолжение разговора на эту тему редакция сочла необходимым опубликовать мнение первого заместителя председателя Госкоммедбиопрома Украины Виктора ЧУМАКА.

- Как-то министр экономики В. Суслов заметил, что если в нашей стране начнут выполнять законы, то у нас наступит новая эра. В принципе будучи с ним согласен, я бы выразился так: когда наши чиновники начнут читать законы, тогда у нас начнется новая эра. Дело в том, что те, кто обязан знать законодательство, о некоторых его нормах как будто ни сном ни духом не ведают. О каких именно - скажу несколько позже.

В решении любой проблемы начинать «рубить не с того конца» - это до боли известная, наша родная, традиционная практика. Три года назад, настаивая на введении жестких мер по предотвращению роста наркомании в Украине, негосударственным предприятиям было запрещено иметь дело с психотропными веществами и прекурсорами, однако рост наркомании не уменьшился. К тому времени все фармацевтические заводы, кроме одесского «Биостимулятора» (он на тот момент этих препаратов не выпускал), акционировались. Из-за законодательных ограничений им пришлось прекратить производство транквилизаторов, снотворных, противосудорожных, а также болеутоляющих, сердечно-сосудистых и других препаратов, содержащих психотропные вещества. К каким печальным последствиям привел дефицит наркотических лекарственных препаратов и психотропных средств - испытали на себе миллионы тяжело больных людей, лишенные возможности приобрести необходимое лекарство. Со временем нам удалось частично снять остроту проблемы, найдя компромиссное решение: харьковский химико-фармацевтический завод разделили, создав на базе «наркотических» цехов самостоятельное госпредприятие «Здоровье народа». О масштабах «черного» рынка медпрепаратов, теневых путей их распространения судить не мне. В результате оборотистые дельцы имеют сверхприбыли, а отечественные предприятия лишены возможности заработать. Из-за этих ограничений наша отрасль потеряла целый ряд химико-фармацевтических групп. Так как на рынке, сами понимаете, пустоты не бывает, в этот вакуум и хлынула контрабанда.

А теперь давайте посмотрим на проблему с точки зрения «государственное - негосударственное предприятие». Законодательство не предусматривает никакой дискриминации в зависимости от формы собственности. В Законе о предприятии (статья 28) говорится: «Государство обеспечивает предприятиям равные условия». Контроль же за деятельностью предприятия (ст.32) осуществляется «независимо от формы собственности». Кстати, в нашей отрасли значительно легче работать с негосударственными предприятиями. Госпредприятия нужно обеспечивать в материальном плане, а раз ничего не можешь дать (а ныне государство в большинстве случаев так и поступает со своими предприятиями), то, согласно закону, они не несут никаких обязательств перед государством. Анализ показывает, что наиболее эффективно работают негосударственные фармацевтические предприятия. Притом они регулярно платят налоги в казну. Таким образом, разговоры о том, что государство теряет прибыль, отдав предприятия в руки трудовых коллективов, по крайней мере, безосновательны.

Другое дело, что государственная форма собственности у некоторых еще ассоциируется с былыми реалиями, с тем, что директора такого предприятия легче приструнить, вызвав «на ковер». Многие в верховных структурах до сих пор психологически не могут воспринять перемены и «негосударственный» сектор у них ассоциируется чуть ли не с криминалом. Государственное, мол, это законное. А разве на законах держалась прежняя система? Нет, она держалась на партбилете. А сейчас партбилета нет. Сейчас нужно читать законы! А они у нас настолько противоречивы…

Мы неоднократно обращались с тем, чтобы привести законы в соответствие с международными нормами, с теми обязательствами, которые взяла Украина в рамках международного сообщества. В частности, наша страна подписалась под Конвенцией о психотропных веществах. Читаем одно из главных требований конвенции: «чтобы изготовление, распределение этих веществ, торговля, владение ими осуществлялись по специальным лицензиям или заблаговременно полученным разрешениям». То есть речь идет о лицензировании, а не о форме собственности. Украина подписалась также под Конвенцией ООН по наркотическим веществам. Например, статья 29 этой конвенции гласит: «Стороны требуют, чтобы изготовление наркотических средств осуществлялось по лицензиям, за исключением случаев, когда это изготовление осуществляется государственным предприятием или государственными предприятиями». Т. е. государственному предприятию не нужна даже лицензия. Что же контролируется при этом? Контролируются помещения, в которых такое производство может иметь место, условия хранения (сигнализация и т. п.), но отнюдь не форма собственности. У нас же, похоже, кому-то «негосударственная» собственность как бельмо в глазу, которое не позволяет рассмотреть совсем очевидные вещи. Поэтому определенными силами и инициированы в средствах массовой информации «заказные» публикации, где зачастую желаемое выдается за действительное. Вот и в статье, напечатанной в «Зеркале недели» (№9) под звучным названием «Спецслужба осуществляет интенсивную терапию», солидное ведомство выдало корреспонденту необъективную и местами очень даже неправдивую информацию. Взять, например, хотя бы один отрывок из статьи: «Неудивительно, что еще в начале процесса приватизации в Украине к заводам химико-фармацевтической промышленности был проявлен повышенный интерес, ведь под разгосударствление в первую очередь попадали высокорентабельные производства, не требующие ни больших затрат, ни дополнительных инвестиций. В их числе, по данным МВД, оказались восемь стабильно работающих государственных химических и фармацевтических предприятий, которые изготавливали наркотические и психотропные лекарственные препараты. В результате несогласованных действий Госкоммедбиопрома и Фонда госимущества они в кратчайшие сроки были приватизированы и на сегодняшний день не подлежат государственному контролю. Но ни одно из них не отказалось от производства наркотических средств».

Но ведь, уважаемые господа, все это, мягко говоря, неправда. Приватизация предприятий фармацевтической отрасли шла начиная с 1990 года. И заводы, переходя на аренду, после введения в действие Закона об обороте в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров производством наркотических средств не занимались. Об этом свидельствуют документы, в частности вывод Генеральной прокуратуры о правомерности передачи в аренду и приватизации предприятий химико-фармацевтической промышленности. Основанием же для проверки Генпрокуратурой законности приватизации предприятий отрасли послужило письмо Министерства юстиции, где отмечено, что, «по мнению Минюста, приватизация фармпредприятий в 1993-1994 годах в Украине, которые изготовляют наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, противоречила действующему законодательству Украины». Была создана авторитетная комиссия, проведено большое расследование. Но из большой тучи дождя не получилось. Не стану вдаваться в детали этой волокиты, кому интересно - может обратиться к документам. Странно только, что господа-юристы из СБУ цитируют законы 97-го года, когда речь идет о событиях до 95-го (до этого времени «деятельность по изготовлению и реализации наркотических средств» регламентировалась другими законодательными нормами).

Да, наши предприятия начали осуществлять программу рыночных преобразований (ушли на аренду, а затем акционировались) одними из первых, еще в рамках бывшего Союза. И в значительной мере поэтому отрасль уже четвертый год имеет высокие показатели.

А теперь давайте зададимся вопросом, почему возникла эта ситуация с ограничениями для «негосударственных» структур? Все началось с того, что в 1994 году начали разрабатывать закон о порядке оборота наркотических средств. К сожалению, тогда ни Госкоммедбиопром, ни Минпром к участию в его разработке не пригласили. Мы получили письмо из Минздрава и Комитета по контролю за наркотиками, в котором сообщалось, что все виды деятельности юридических лиц по производству, переработке и использованию, в т. ч. на научно-исследовательские цели, наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на территории Украины разрешается только после получения лицензии Комитета по контролю за наркотиками. Ради Бога!.. Нам же от этого только лучше. Но в то же время названный комитет совместно с СБУ и МВД разработал и подал проект закона, который сегодня действует. То есть иметь дело с наркосодержащими и психотропными препаратами позволено исключительно государственным предприятиям. А на то время их уже не было(!)

Далее. Если раньше регламентировались выпуск и реализация наркотических веществ, то в законе появилось новое понятие «оборот». Оно очень широкое и включает использование сырья, его закупку, хранение. Например, фирма «Фармак» выпускает всем известные сердечно-сосудистые средства - корвалол, корвалдин. В их состав входит фенобарбитал, а он подконтрольный. И в соответствии с законом предприятие не имеет права покупать сырье. Для нашей отрасли это был действительно удар. И мы сегодня «воюем» за пересмотр отдельных статей этого закона, потому что поставлены под этот удар предприятия, которые выпускают обыкновенные сердечно-сосудистые средства, не говоря уже о снотворных. Да и, надо сказать, сам закон плохо «выписан», что требует отшлифовки, чтобы исключить разночтения. Например, статья 15 - о порядке оборота прекурсоров - настолько неудачно сформулирована, что каждый читающий понимает ее по-разному. В статье 17 (об отчетности) записано, что отчитываются только государственные структуры. А мы считаем, что все должны отчитываться - и государственные, и негосударственные. Ведь согласно ст. 15 и постановлению КМ, Комитет по наркотикам может выдать разрешение и негосударственной структуре. А она потом не обязана отчитываться. Это ненормально, и мы против этого. Поэтому и предлагали исключить из статьи слово «государственные».

В проекте «О внесении изменений и дополнений к закону Украины «Об обороте в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров» мы предложили ст. 6 изложить в следующей редакции: «Использование лекарственных средств наркотического и психотропного действия разрешается негосударственным лечебно-профилактическим учреждениям, а аптечным учреждениям, которые их обслуживают, также приобретение, перевозка и распределение, на основании специального разрешения (лицензии), которое предоставляется органом, уполномоченным на это Кабинетом министров Украины, по согласованию с Министерством внутренних дел и Службой безопасности Украины».

Но против этих изменений одно-единственное ведомство - СБУ. В МВД уже поняли, в чем проблема, и не возражают, чтобы негосударственные предприятия возобновили производство столь необходимых лекарств на основе психотропных средств. Мы считаем, что не нелепыми ограничениями, а путем нормального законодательного регулирования, обеспечив надежную охрану и контроль, можно противостоять лавине контрабанды наркотических средств и наркобизнесу. Путем лицензирования деятельности, связанной с наркотическими и психотропными средствами, и затем ее отслеживания, иначе говоря, мониторинга, можно сделать в значительной мере прозрачным рынок наркотических средств.

Сегодня нам вменяется в вину, что, дескать, Госкоммедбиопром стремится предоставить право коммерческим структурам участвовать в обороте наркосодержащих препаратов. Да, мы заинтересованы, чтобы наши предприятия получили лицензии и выпускали эти препараты. Наши предприятия имеют для этого соответствующую базу, склады для хранения, систему сигнализации. ( Та же «Борщаговка» когда-то обеспечивала всю советскую армию противошоковыми спецпакетами!) А сегодня, когда общество переживает шокотерапию, у нас нет ни успокаивающих, ни снотворных средств. Государство не в состоянии даже обеспечить закупку лекарств для душевнобольных людей, их просто отпускают домой. Сегодня человеку, доведенному до отчаяния, нужно успокоиться, а он не имеет возможности купить нужное лекарство.

Нам сегодня рассказывают, сколько изъято героина, кокаина, ЛСД… Да не используются эти вещества в медицине! Мы о разных вещах говорим, господа из СБУ. Вы слышали, чтобы где-то кого-то задержали с фенобарбиталом? И не надо все валить в одну кучу. А поэтому я рассматриваю всю эту возню как чисто политическую.

Так кто на самом деле способствует наркомафии? Может, тот, кто не дает заполнить рынок вполне официальными, контролируемыми каналами?