UA / RU
Поддержать ZN.ua

СВИСТОК С ГОРОШИНОЙ

Взрыв возмущения, отголоски которого выплеснулись на страницы местной печати, вызвало решение №31...

Авторы: Владимир Фоменко, Илья Хоменко

Взрыв возмущения, отголоски которого выплеснулись на страницы местной печати, вызвало решение №310 Черниговского горисполкома об организации платных автостоянок у зданий областного онкологического диспансера и областной больницы.

Количество онкологических заболеваний на Черниговщине стремительно растет. Трагическое мировое лидерство области по числу случаев рака щитовидки ученые объясняют последствиями Чернобыля: ведь от Чернигова до взорвавшегося реактора - чуть более семидесяти километров по прямой. Крайняя нищета сельских жителей, по нескольку лет не получавших зарплаты, едва-едва позволяет собрать средства на лекарства для облегчения страданий. Похоже, местные власти объявили водителям Черниговщины войну - мобилизовав на нее не только контролеров предприятия «Парковка и рынок», но и сотрудников госавтоинспекции.

В Чернигове людей, организующих уличное движение, в частности в смысле оказания помощи водителю, попавшему в затруднительное положение, нам видеть не приходилось. То есть если и образуются где-то когда-то автомобильные пробки, то они со временем должны приобретать способность к саморассасыванию. Но зато новонавешенный дорожный знак, появившийся вопреки всякой логике, вызывает к себе такое уважение сотрудников ГАИ, что мы однажды у оживленной транспортной развязки под названием Пять Углов увидели трех офицеров сразу. Капитан, старший лейтенант и просто лейтенант в шесть рук едва успевали отрывать бумажные ленточки штрафов ошалелым, ничего не соображающим водителям. Три милицейских свистка с горошинами разливались трелями до глубокого вечера. А чуть далее, в ста метрах, их трель подхватывал четвертый свисток, потому что там в автоматическом режиме работал светофор, возникновение которого не смог объяснить нам ни один сотрудник автоинспекции. Просто безо всякой надобности на главной улице города через равные промежутки времени тормозился автомобильный поток, независимо от того, была ли в том необходимость или нет.

Мы проехали улицами небольшого Чернигова. Стали считать развешенные, как елочные игрушки, дорожные и сигнальные знаки. В районе тех же Пяти Углов со счета сбились: там висела гирлянда из полутора десятков разных указателей и знаков. Для того чтобы в их мельтешении что-то понять, пришлось взять правее, остановиться. Вот эту-то неспособность человеческого глаза хорошо усвоили милицейские психологи: хотите вы того или нет - штрафной квитанцией обзавестись тут доведется.

Есть несколько способов получить деньги. Их можно заработать. Это не всегда легко. Вернее, если честно, всегда нелегко. Их можно попросить. Но на это не все способны. Их можно отнять. Это опасно. Их можно потребовать с помощью свистка с горошиной. Это не сложно. Достаточно в течение ночи поменять несколько дорожных знаков или вывесить новый в том месте, где его появления никто не ожидал. Можно принять решение городского исполкома об обустройстве мест платной парковки, начертании нескольких неровных белых линий на проезжей части дороги. И вот тут во всю силу проявляется удивительный симбиоз человека в форме и муниципального служащего: одну сторону дороги под знаком «Остановка запрещена» караулит сержант, другую у знака «Платная парковка» - бойкий парнишка, страдающий выпадением памяти, если взамен полученной гривни нужно выдать соответствующую бумажку об уплате.

Но недавно появившиеся линии платного паркинга возле онкодиспансера поразили даже видавших виды отечественных водителей. Есть что-то отвратительно-жестокое в том, что собирались обирать обреченных.

- Вы, наверное, догадываетесь, сколько стоят сборы в наше учреждение, - говорит главный врач областного онкологического диспансера Владимир Николаевич Зотов. - Из глубинки общественным транспортом не доберешься. Значит, нужно поднанять машину, заплатить водителю, найти деньги на бензин, на лекарство.

Да, немалого стоит такое горе.

Как-то подсчитали это и в Черниговском исполкоме. Прикинули: обследование в больнице - дело нешуточное. За двадцать минут не управишься. Как минимум на это уйдет часа три-четыре. Три-четыре множим на гривню-полторы да еще на количество больных, которое растет в послечернобыльском регионе не по дням, а по часам. Хотите болеть - платите деньги. Есть в таком нравственном извращении одна печальная особенность. Оно заразно. Число желающих брать деньги «просто так» множится на глазах.

Возле рынка «Нива» нет ни знака «Платная парковка», ни белых линий. Есть охочие к живой копейке.

Подходим к дежурившей тут же, в нескольких шагах, машине «Державтоінспекція».

- Там собирают деньги за парковку.

- А вы не платите.

- А мы и не платим. Другие платят.

- Пусть не платят.

- Им так и передать?

А нам казалось, что прозвучит свисток и воры будут задержаны.

Положение города катастрофическое. С трехсот тысяч население сократилось тысяч на двадцать, уменьшилось количество работающих предприятий, увеличилось число безработных и диспансерных больных (в черниговской школе №1 около девяноста процентов детей признаны нездоровыми, большинство поставлено на медицинский учет, в оконкологическом диспансере в том числе). Многие делают попытки выбраться из тупика: где-то в странах СНГ ищут партнеров обувная фабрика «Берегиня» и завод «Металлист», в дальнем зарубежье - в Германии, в частности - «Черниговлес» (здесь не сократили ни одного из шести тысяч сотрудников). Городские власти в этих поисках - помощник никакой. Они ищут выход в свистке с горошиной.

P.S. Когда эта заметка была готова, в новостях местного телевидения промелькнул сюжет: медикам областной больницы и онкоцентра удалось-таки отстоять права своих пациентов. Платных стоянок возле лечебных учреждений не будет. Новшество умерло, не просуществовав и месяца, оставив по себе память в виде сотен обобранных больных и нескольких фотоснимков, сделанных нашим коллегой Андреем Мурашко. Однако сама тенденция к обиранию жителей и гостей Чернигова сохранилась и крепнет. Число платных, но по сути необорудованных и не гарантирующих сохранность транспорта паркингов растет. То там, то здесь отхватываются куски проезжей части и вывешиваются соответствующие указатели. Ими блокирован целый квартал возле центрального рынка. Расчет точен: для селян других источников денежных средств, кроме базара, нет. Значит, будут платить. Никуда не денутся. К сожалению, отмена одного из многих решений, ущемляющих интересы наших земляков, не делает эти строки менее актуальными.