UA / RU
Поддержать ZN.ua

СУДЬЯМ РАЗРЕШИЛИ ОБРАЩАТЬСЯ В СУД

По поводу решений органа, «подставлявшего Президента» «Обжалование актов Высшего совета юстиции ...

Автор: Олег Шубин

По поводу решений органа, «подставлявшего Президента»

«Обжалование актов Высшего совета юстиции может быть предметом рассмотрения судов общей юрисдикции в случаях и в порядке, установленных законом», разъяснил Конституционный суд. Об этом идет речь в решении КС, принятом в связи с конституционным представлением Высшего совета юстиции.

Конституционный суд Украины обнародовал решение относительно официального толкования положений абзацев 2, 3 п.1 ч.1 ст. 150 Конституции Украины. Речь идет об избрании (назначении) судей на должности и их освобождении. По мнению Высшего совета юстиции (ВСЮ), проблема имеет прикладное значение ввиду необходимости выяснить отнесение к полномочиям КС разрешение вопросов о соответствии Основному Закону Украины правовых актов Верховной Рады и Президента Украины об избрании (назначении) профессиональных судей и их освобождении.

В частности, полагают авторы представления, требует разъяснения вопрос, «подлежат ли акты Президента Украины и Верховной Рады Украины относительно назначения профессиональных судей на должности и освобождения их с должностей только конституционно-правовой проверке или же они могут быть предметом обжалования и в судах общей юрисдикции».

Конституционный суд постановил, что в круг его полномочий входит, в частности, решение вопросов относительно соответствия Конституции правовых актов Верховной Рады и Президента, к которым отнесены как нормативно-правовые (на неопределенное время и касающиеся широкого круга лиц), так и индивидуально-правовые (касающиеся конкретных лиц) акты. Акты ВР и Президента об избрании (назначении) судей на должности и об освобождении рассматриваются КС по обращению субъектов права на конституционное представление исключительно относительно проверки их соответствия Конституции по юридическому содержанию и установленной Основным Законом процедуре их рассмотрения, принятия или вступления ими в силу.

После обнародования решения председатель КС Виктор Скомороха отметил, что данное дело является не первым и не последним решением на эту тему, поскольку «беда» заключается в неразработанном законе «О Высшем совете юстиции». Ведь когда создавался данный орган, предусматривалось, что он будет прорабатывать формирование судебной власти, но вышло так, что к КС из-за несовершенства закона о Высшем совете юстиции теперь неоднократно обращаются из Высшего совета юстиции с просьбой растолковать определенные положения закона, а следовательно, КС должен разъяснять то, что «не хочет исправлять законодатель». В частности, в данном случае Высший совет юстиции фактически хотел получить ответ, каким должен быть порядок обжалования его решений в судах общей юрисдикции. Но как раз этот вопрос выходил за рамки конституционного производства по делу, поскольку авторы предоставления просили растолковать ст. 150 Конституции, определяющую только полномочия Конституционного суда Украины.

В.Скомороха напомнил, что, согласно закону о Высшем совете юстиции, этот орган имеет три направления деятельности: назначение и освобождение судей, дисциплинарная практика в отношении судей и прокуроров и апелляционная инстанция относительно применения соответствующими квалификационными комиссиями дисциплинарных взысканий в отношении судей и прокуроров. Однако законом о Высшем совете юстиции не урегулировано, могут ли акты Высшего совета юстиции обжаловаться (например, в России эти вопросы решают соответствующие квалификационные комиссии и судьи имеют право обжаловать их решения в судебном порядке, как и любые другие граждане).

Тем не менее, подчеркнул судья, хотя и не в резолюционной, а в мотивировочной части, но все же отмечено: «решение вопросов, связанных с трудовыми спорами судей и обжалованием актов Высшего совета юстиции, может быть предметом рассмотрения судов общей юрисдикции в случаях и в порядке, установленных законом, который также может определить и подсудность данных дел судам общей юрисдикции соответствующего уровня». Вместе с тем, какие именно суды должно рассматривать подобные дела, должны решаться путем внесения соответствующих изменений в процессуальный закон.

Высший совет юстиции согласно закону только готовит представление Президенту Украины о первом назначении судей на должности, а также Президенту или парламенту об освобождении их с должностей. На основании этого представления Президент или Верховная Рада принимают решение. По словам В.Скоморохи, «известны факты, когда Высший совет юстиции подставлял Президента» — судью освобождали по одним причинам, а потом оказывалось, что причины освобождения могли быть несколько иными.

В.Скомороха также отметил, что законодатели должны понимать: в случае, если «суд будет брошен под административный орган и не будет иметь права обжаловать его решение, это может создать такого монстра, посредством которого можно управлять высшей судебной инстанцией».