UA / RU
Поддержать ZN.ua

Судейский тупик

Скорость, с которой новая президентская команда меняет кадры, формирует органы управления на местах, поразительна...

Автор: Анатолий Перевозник

Скорость, с которой новая президентская команда меняет кадры, формирует В. Кальченко был избран народным депутатом Украины.

Выборы мэра прошли в обстановке крайней нервозности, с серьезными нарушениями. Соответствующие материалы рассматривались на заседаниях ЦИК, принявшей по этому вопросу несколько решений и обращений к президенту и генеральному прокурору Украины.

Из 200 тысяч избирателей в выборах приняло участие чуть более 50 тысяч. За набравшего наибольшее количество голосов, тогдашнего первого секретаря обкома Компартии Украины
В. Пузакова проголосовало восемь с небольшим тысяч человек — около 4% от общего количества избирателей.

Серьезные нарушения, допущенные во время народного волеизъявления, и судебные разбирательства долгое время держали В.Пузакова в подвешенном состоянии. Но после многочисленных судебных заседаний в феврале 2007 года он приступил в исполнению обязанностей городского головы.

Казалось бы, не имея поддержки большинства избирателей, он консолидирует все силы, начнет работать, прежде всего, в интересах города, общины. Не тут-то было. Буквально с первых дней работы Пузаков становится на путь грубейших нарушений Конституции Украины, действующего законодательства. Особенно серьезные недостатки допускает он при рассмотрении кадровых вопросов, освобождении должностных лиц городского совета. Такой волюнтаризм, такая художественная самодеятельность явно заслуживает Книги рекордов Гиннесса. Своим единоличным распоряжением он освобождает от занимаемых должностей заместителей городского головы, в том числе первого заместителя и заместителя, которые при этом являются депутатами областного совета. При этих увольнениях были нарушены не только действующие законы. Например, среди уволенных одному из заместителей на следующий день исполнялось 60 лет. Начальник преподнес коллеге незабываемый подарок.

В связи с незаконностью решений избранного главы города руководство областного совета обратилось с соответствующими письмами в профильный комитет Верховной Рады Украины и Министерство юстиции Украины. Были получены исчерпывающие ответы и соответствующие разъяснения о порядке увольнения должностных лиц.

Председатель комитета по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления Верховной Рады Украины В. Тихонов ответил дословно : «Призначення та звільнення заступника сільського, селищного, міського голови має відбуватися відповідною радою за пропозицією сільського, селищного, міського голови, а не ним особисто, як це зроблено Кіровоградським міським головою, про що йдеться у Вашому листі».

Аналогичный ответ дал первый заместитель министра юстиции Украины В.Бондик, руководитель управления аппарата Верховной Рады Украины В.Граб с разъяснениями начальника Главного управления госслужбы Украины Т.Мотренко. Однако ни закон, ни разъяснения никоим образом не подействовали на г-на Пузакова.

Автор этих строк, занимавший пост первого зама, подал исковое заявление в суд. Ленинский районный суд города Кировограда, рассматривающий его, еще в ноябре 2007 года принял решение восстановить меня в занимаемой должности с выплатой заработной платы за вынужденный прогул. Однако городской голова отказался выполнять решение суда. Только после того как в дело вмешалась государственная исполнительная служба и В.Пузаков был дважды оштрафован, а также было направлено представление в прокуратуру для возбуждения уголовного дела за умышленное неисполнение решения суда, я был восстановлен в занимаемой должности первого заместителя председателя горисполкома.

Но вирус вседозволенности уже сделал свое дело. Уходя в отпуск, В.Пузаков опять-таки в нарушение закона возложил исполнение своих обязанностей на человека, занимавшего в горисполкоме… несуществующую должность. На так называемого и.о. первого заместителя городского головы С. Табалова,

который решил не отставать от отпускника в решении как кадровых, так и финансовых вопросов.

Не имея на то полномочий, стал распоряжаться бюджетными деньгами. Взялся за решение кадровых вопросов, что само по себе является уникальным случаем в истории развития местного самоуправления Украины. И.о. первого заместителя Кировоградского городского головы С.Табалов подписал распоряжение об увольнении с занимаемых должностей легитимно утвержденных сессией городского совета заместителей городского головы, в том числе первого заместителя и заместителя О.Чорноиваненко.

Городская прокуратура возбудила уголовное дело относительно С. Табалова по вышеуказанным фактам (1 ст.172 УК Украины). Впоследствии это уголовное дело по не совсем понятным, но угадываемым причинам было успешно прекращено. Вернувшийся из отпуска Пузаков бросился спасать своего так называемого и.о. первого заместителя, отменив его распоряжение об увольнении первого зама. Казалось бы, конфликт исчерпан. Но, как оказалось, это было только началом.

На помощь кировоградскому мэру пришел Днепропетровский административный апелляционный суд. Среди множества апелляционных жалоб, которые иногда рассматриваются месяцами, а то и годами, в суде было моментально рассмотрено самое «горячее», безотлагательное дело: апелляция Кировоградского городского совета и его головы. Председатель суда лично открыл производство по делу. Буквально через несколько дней коллегия под его же мудрым председательством отменяет решение Ленинского районного суда
г. Кировограда о моем восстановлении в должности. Единственной причиной принятия такого решения стало то, что административный иск от моего имени был подан лицом, которое вроде бы не имело полномочий на ведение дела, поскольку в доверенности на его имя якобы не было полномочий на обращение в административный суд, что не отвечало фактическому состоянию дел. В доверенности от 13.07.2007 года на имя П. Дяченко было отмечено: «... уповноважую його бути моїм представником в судових органах України будь-якої ланки з усіма необхідними для того повноваженнями, ... з правом пред’явлення позову». Возникает вопрос: не читали или читали не то?

Можно только предполагать, почему коллегия судей Днепропетровского апелляционного административного суда в нарушение норм процессуального права, без моего участия, так оригинально прочитала доверенность и столь оперативно приняла такое решение. В дальнейшем Высший административный суд Украины поправил своих коллег, отметив, что нарушение норм существующего права при рассмотрении апелляционной жалобы членами коллегии Днепропетровского апелляционного административного суда привело к неправильному решению.

Более того, по этому делу на заседании Высшей квалификационной комиссии Украины трижды рассматривался вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности судей Днепропетровского апелляционного административного суда А.Мартыненко, В.Поплавского и С. Уханенко.

Однако все это уже не могло остановить кировоградского городского голову В. Пузакова. У него, видно, появился, как говорят, спортивный интерес. Он в очередной — пятый — раз увольняет меня с должности своего первого заместителя, выдает заполненную с грубейшими нарушениями трудовую книжку на руки, при этом дает указание незаконно удержать заработную плату за фактически отработанное в горисполкоме время. Но и этого показалось мало. Через некоторое время меня, уже не пребывающего в трудовых отношениях с городским советом увольняют с занимаемой должности в очередной — шестой раз. Казалось бы, на пути этих беззаконий должны стать юридическая и кадровая службы горисполкома. Но их руководители при подготовке данных материалов решили действовать не по закону, а по известному выражению «чего изволите».

Девятого июля 2008 года комитет Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства и местного самоуправления, рассмотрев на своем заседании ситуацию, сложившуюся в городской власти Кировограда, принял решение назначить досрочные выборы Кировоградского городского совета и городского головы. Основание — серьезные нарушения Конституции Украины и действующего законодательства. Комитет внес соответствующий проект решения в Верховную Раду Украины с предложением провести выборы 30 ноября 2008 года. Принять такое решение не позволило очередное противостояние в Верховной Раде Украины, что окончательно развязало руки городским властям.

Далее последовала целая серия незаконных увольнений. Несмотря на то что после многих событий и перипетий Ленинский районный суд города Кировограда еще трижды принимал решение о незаконных действиях городского головы, отменил все распоряжения и решения о моем увольнении, которые в дальнейшем были подтверждены и Днепропетровским апелляционным административным судом.

Ни одно из семи решений судов, в том числе четыре решения суда первой и три решения апелляционной инстанции не исполнены в полной мере. Восемь раз государственная исполнительная служба Главного управления юстиции в Кировоградской области оштрафовывала городского голову за неисполнение решений суда, трижды направляла представления в органы прокуратуры для возбуждения уголовного дела за умышленное невыполнение решений суда. Но как раз в данном случае соединительное звено государственной цепи исполнения закона оказалось разорванным. Городская прокуратура трижды отказывала в возбуждении уголовного дела против Пузакова, а тот же Ленинский районный суд города Кировограда, который перед этим принял несколько решений о противоправных, незаконных действиях городского головы и отменил все его незаконные распоряжения о моем увольнении, соглашался с этим.

Круг замкнулся. Статьи Уголовного кодекса Украины, в котором предусмотрены соответствующие санкции за умышленное невыполнение решений суда, в Кировограде не сработали. Нужно начинать все сначала.

Безусловно, во время разброда и безвластия, которые мы наблюдали в последнее время в стране, многие местные чиновники превратились в эдаких всевластных и безнаказанных царьков. И куда, к кому в нашей стране обращаться простому рабочему, врачу, учителю, чтобы закон восторжествовал, если он нарушен? Сколько лет для этого нужно? Ведь с момента, когда кировоградский городской голова принял первое незаконное распоряжение об увольнении своих заместителей, прошло почти три года. За это время только по моему делу состоялось более 150 судебных заседаний. Шесть раз этот вопрос обсуждался на сессии Кировоградского областного совета. Эта ситуация неоднократно рассматривалась органами прокуратуры — от городской до Генеральной, Министерством юстиции Украины, уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека, многими народными депутатами Украины, дважды Верховная Рада Украины поддерживала депутатские запросы по этому вопросу.

Но какие-то невидимые то ли демоны, то ли стимулы продолжают вносить коррективы в однажды разработанный и заказанный сценарий этого кировоградского сериала. К сожалению, многочисленные ответы, которые поступали на запросы о противозаконности принятых решений, лишь подтверждали не только тот факт, что с материалами этого дела никто так и не ознакомился, а также откровенное нежелание исполнять и контролировать в соответствии с действующим законодательством исполнение судебных решений, которые приняты именем Украины и являются обязательными к исполнению.

Сколько еще лет необходимо, чтобы такое простое дело было рассмотрено, а уже принятые судебные решения исполнены?

Этот случай в Кировоградском городском совете не единичный. Незаконно уволены со своих должностей были также секретарь городского совета Р.Мишириченко, заместители городского головы А.Чорноиваненко и В.Волканов, начальники управлений горисполкома Г.Болгар, А.Черный, которых суд также восстановил в занимаемых должностях, и этот перечень можно продолжать.

Но и это еще не все. Ни правоохранительные органы, ни органы прокуратуры не обратили внимания на тот факт, что из-за противоправных действий городского головы незаконные распоряжения об увольнении, прием на работу на несуществующие в горисполкоме должности посторонних лиц и выплат им заработной платы за счет местного бюджета город понес серьезные потери, исчисляющиеся сотнями тысяч гривен. Это подтверждается соответствующими актами контрольно-ревизионного управления в Кировоградской области. И это при крайне неудовлетворительном финансировании больниц, школ, жилищно-коммунального хозяйства, ничтожном состоянии дорог в областном центре.

Горисполком — это ведь не частная структура городского головы, который может принимать любые распоряжения, тратить бюджетные деньги по своему усмотрению.