Реформа местных судов 2017 года, которая предусматривала их укрупнение и переименование из советских названий, должна быть реализована в 2019-2020 годах, но осталась лишь реформой на бумаге. Как следствие ее нереализация направляет новые конкурсы в местные суды ложным путем – судей назначают в «старые» местные суды, а затем еще несколько лет переводят в новые суды, пишет в материале «Судебная власть. Что тормозит реформу местных и апелляционных судов?» эксперт по судебной реформе Лаборатории законодательных инициатив Карина Асланян.
Автор отмечает, что за годы войны судебная система претерпела новые вызовы и требует дополнительных изменений для нормирования работы, как к примеру перераспределение численности судов через миграцию населения или новые категории судебных дел (военные преступления, военные преступления, компенсации утраченного имущества, социальное обеспечение военнослужащих и т.д.).
«Усугубляет ситуацию и тот факт, что до начала полномасштабного вторжения Украина не смогла разработать и утвердить новую карту судов, которая соответствовала бы новому административно-территориальному устройству, которое действует с декабря 2020 года. Поэтому даже работающие суды не соответствуют своим районам, а названия более 50 судов до сих пор советские», - отмечает Асланян.
Чтобы хоть как-то решить вопрос в Верховном суде настаивают как можно быстрее разработать и утвердить хотя бы на бумаге новую судебную карту, чтобы уменьшить количество случаев процессуальной передачи судебных дел между маленькими судами.
В то же время другой серьезной проблемой является нагрузка, которую испытывают судьи в разных судах. Иногда оно отличается в десять раз при одинаковой зарплате.
«В целом судебная система рассматривает 4,5 миллиона дел и материалов в год (данные за 2023 год). И когда это делается руками 4,5 тысяч судей, не все выдерживают такую нагрузку», - указывает аналитик.
Еще одним аспектом она называет подсудность дел, относящихся к компетенции судов: «Дела о торговле молоком или яблоками на рынке без соответствующего разрешения должны точно рассматривать суды?».
Таким образом, без упорядочения вопросов подсудности и количества судов и судей невозможно будет решить вопрос с нагрузкой и качеством правосудия.
Асланян напоминает, что вопросами новой судебной карты занимается Совет судей Украины и Комитет Верховной рады по вопросам правовой политики. Но после внесения изменений в Конституцию Украины 2016 года суд образуется, реорганизуется и ликвидируется законом, проект которого вносит на рассмотрение парламента президент Украины.
«Так мяч, бесспорно, на поле офиса президента, который и должен решить, когда делать этот шаг: сейчас ли утвердить новую карту хотя бы для регионов, где не ведутся боевые действия, или оставить все на «после войны», - подчеркивает она.