UA / RU
Поддержать ZN.ua

Суд идет: когда заработает судебная реформа, и что может пойти не так

Рассматриваем несколько возможных сценариев развития событий

Авторы: Ирина Шиба, Михаил Жернаков

На этой неделе парламент принял два законопроекта по судебной реформе.

Первый (№ 3711-д) касается формирования новой Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) — «отдела кадров» судебной власти. Второй (№5068) постановляет очистить от недобропорядочных членов Высший совет правосудия (ВСП) — «совет директоров» украинского судопроизводства.

ВККС проводит конкурсы на судейские должности (а их, по данным Государственной судебной администрации, около 2000 вакантных) и должна закончить квалификационное оценивание — проверку украинских судей на профпригодность. ВСП принимает окончательные решения по назначению, продвижению в карьере, наказаниям и увольнениям всех судей в Украине, кроме судей КСУ. Также без разрешения ВСП судью невозможно арестовать или хотя бы принудительно доставить в суд, чем активно пользуются печальноизвестный председатель ОАСК Павел Вовк и другие недобропорядочные судьи.

Вместе эти два органа оказывают полное влияние на деятельность судов в Украине и часто им злоупотребляют. Предыдущая квалифкомиссия судей провалила судейскую переаттестацию и пропустила 44 недобропорядочных в Верховный суд. Нынешний Высший совет правосудия погряз в коррупционных скандалах и как может покрывает недобропорядочных судей, в том числе и фигурантов скандальных «пленок Вовка».

Как принятые законопроекты решат эти проблемы?

Законопроект № 3711-д регулирует формирование нового состава Высшей квалификационной комиссии судей. Предыдущий состав органа парламент распустил еще в ноябре 2019 года, а новый не удалось сформировать из-за противодействия того же ВСП.

Поэтому в стране невозможно было назначить судей на более чем две тысячи вакантных должностей, поэтому рассмотрения даже самых простых дел граждане ждут годами.

Новую ВККС будет формировать конкурсная комиссия, куда войдут три международных эксперта и трое судей или судей в отставке. При этом решающая роль будет именно у международных экспертов. Опыт создания Антикорсуда подтвердил, что решающий голос «международников» даст возможность отсеять всех кандидатов с сомнительной репутацией.

Конкурсная комиссия должна подать Высшему совету правосудия перечень из 32 кандидатов на 16 вакантных мест в ВККС. И именно ВСП будет решать, кого назначать в кадровый орган судебной власти.

Сомнительная репутация самого Высшего совета правосудия создавала риск, что среди 32 кандидатов в финальный перечень членов ВККС попадут 16 самых лояльных, а не самых достойных. Поэтому так важно обеспечить очистку ВСП от недобропорядочных членов, что и дает возможность сделать законопроект №5068.

Он предусматривает создание Этического совета на период в шесть лет, куда также будут входить по трое судей и международных экспертов, а решающий голос будет принадлежать именно международным экспертам.

Этический совет проверит действующих и будущих членов ВСП на добропорядочность. Тех, кто проверку не пройдет, сразу устранят с должности. Спасти их от увольнения может одно: если съезды судей, прокуроров, адвокатов и ученых, назначавшие устраненных, большинством голосов проголосуют за сохранение их должностей в течение трех месяцев после решения Этического совета.

Собрать тайным голосованием большинство голосов за сохранение на должности тех, кого авторитетные эксперты официально признали недобропорядочными, не так легко. К тому же общественное и международное внимание к этому процессу тоже очень большое. Например, реформы ВККС и ВСП недавно назвал приоритетом №1 в Украине госсекретарь США Энтони Блинкен.

Этический совет будет действовать в течение последующих шести лет и все это время проверять на добропорядочность кандидатов в ВСП. Срок полномочий члена Высшего совета правосудия составляет всего четыре года. Таким образом через несколько лет мы получим состав высшего судебного органа, полностью сформированного с решающим голосом независимых международных экспертов, как и было с Антикорсудом.

Синхронная реформа ВСП и ВККС сможет разорвать круговую поруку в судебной власти, очистить ее от судей Майдана, взяточников и просто непрофессиональных кадров. Профессиональные члены ВККС и ВСП смогут повлиять и на решение других проблем в судебной власти, как-то нехватка кадров или финансирование на отправку судебных повесток.

Когда ждать изменений?

Если президент подпишет оба законопроекта до конца июля, в сентябре 2021 года сформируют Этический совет и конкурсную комиссию для отбора ВККС.

После этого у Этического совета будет шесть месяцев на проверку добропорядочности действующих членов ВСП и приблизительно до марта 2022 года — на то, чтобы рекомендовать их увольнение. Съезды судей, прокуроров, адвокатов и юридических вузов должны за три месяца утвердить решение об увольнении члена ВСП или оставлении его на должности.

Если обозначенные съезды в течение трех месяцев не утвердят никакого решения, член ВСП автоматически увольняется с должности силой закона, а именно — в июне 2022-го.

Конкурс в Высшую квалифкомиссию судей должен начаться в сентябре и будет продолжаться приблизительно полгода — до марта 2022-го. Следовательно, уже через год состав главных органов судебной власти может коренным образом обновиться.

Но полноценные изменения в судах можно будет почувствовать чуть позже. Высшая квалификационная комиссия должна будет завершить переаттестацию около двух тысяч судей, не прошедших при предыдущей каденции органа. Кроме того, надо заполнить более двух тысяч вакансий в судах.

Слишком высокий темп оцениваний и конкурс могут повредить их качеству, поэтому полноценного обновления судейского корпуса придется подождать несколько лет. Но реальная угроза увольнения за нарушение присяги будет стимулировать судей объективнее рассматривать дела и дважды думать, прибегать ли к традиционным схемам.

Высшему совету правосудия, впрочем, ничто не будет мешать уже сейчас решать критические проблемы судебной власти. Это и вопрос одиозного ОАСК, и 55 недобропорядочных судей в Верховном суде, и нехватка финансирования.

Что может пойти не так?

Есть несколько реальных сценариев, которые могут сорвать или существенно замедлить судебную реформу. Более того, все эти сценарии могут происходить одновременно и производить кумулятивный эффект.

Сценарий №1: обжалование законопроектов в Конституционном суде

Вполне возможно собрать 45 народных депутатов, которым выгодно сохранение нынешнего состояния судебной власти, и внести конституционное представление в КСУ, который и отменит судебную реформу. В частности за закон не голосовали фракции ОПЗЖ, «Батьківщина» и «Европейская солидарность».

По крайней мере именно так и произошло с первой попыткой Зеленского реформировать судебную власть, — тогда Конституционный суд отменил ключевые положения президентских законов.

Поэтому настолько важна реформа КСУ, которую руководство «Слуги народа» обещает на осень, чтобы обеспечить действительно прозрачный конкурс на должности судей КСУ.

Сценарий №2: блокирование реформы Высшим советом правосудия

Высший совет правосудия осенью 2019 стал главным инструментом блокирования первой попытки реформы Зеленского. Можно не сомневаться, что и на этот раз ВСП воспользуется всеми доступными механизмами для противодействия судебной реформе.

Высший совет правосудия будет выбирать 16 членов ВККС из 32 кандидатов, прошедших фильтр конкурсной комиссии. Перед недобропорядочным ВСП преимущество будут иметь наиболее лояльные, а не профессиональные кандидаты в ВККС.

Более того, члены ВСП могут начать выискивать лояльных «темных лошадок» среди малоизвестных действующих судей или судей в отставке и предлагать им податься на конкурс в ВККС. Поскольку анализ добропорядочности будет проходить с помощью открытых источников, проверить каждую деталь судейской биографии невозможно.

Чтобы предотвратить такой сценарий, надо очистить Высший совет правосудия от недобропорядочных членов с помощью Этического совета к моменту утверждения финального состава ВККС.

Сценарий №3: отмена решений Этического совета Верховным судом

Законопроект №5068 предусматривает, что решение Этического совета с международными экспертами может быть обжаловано по любым причинам в Верховный суд. В Верховном суде эти дела попадут в Кассационный административный суд, который возглавляет недобропорядочный Михаил Смокович.

Судья Смокович известен тем, что был членом коллегии, отменившей представление Высшего совета юстиции об увольнении пяти судей Майдана, незаконно лишавших активистов водительских прав.

Имея вывод о недобропорядочности и реальные основания для увольнения, судья Смокович и его коллеги из Кассационного административного суда, вероятно, захотят сохранить действующий состав Высшего совета правосудия в обмен на сохранение своих судейских должностей в будущем.

В то же время не все члены ВСП, которых признают недобропорядочными, будут обжаловать такие решения в Верховном суде из-за дополнительного внимания общественности и медиа к этим судебным процессам, которое будет вредить их публичному имиджу.

Сценарий №4: съезды судей, прокуроров, адвокатов и юридических вузов оставят действующих членов ВСП на должностях

Оставить членов действующего Высшего совета правосудия на местах могут и те, кто их назначил, — делегаты съездов. У съездов будет три месяца на то, чтобы собраться и большинством голосов подтвердить полномочия членов ВСП, даже несмотря на негативный вывод Этического совета.

Как уже упоминалось, собрать большинство голосов на съезде — дело нелегкое, особенно при официальном признании недобропорядочности от международных экспертов. Именно поэтому так важно, что народные депутаты поддержали поправку №733, которая и предусматривает обязательное подтверждение полномочий члена ВСП большинством голосов съезда.

Кроме того, удалось отстоять срок полномочий Этического совета — шесть лет, а полномочия члена ВСП составляют всего четыре года. Следовательно, каждый будущий член ВСП будет проходить сито международных экспертов, поэтому даже в случае максимального саботажа со стороны съездов через несколько лет украинцы получат более качественный и добропорядочный судебный орган.

Сценарий №5: конкурс в ВККС не состоится

Законопроект определяет, что конкурсная комиссия должна отобрать 32 кандидата в Высшую квалифкомиссию, 16 из которых должен назначить ВСП, который не известно, очистится ли от недобропорядочных к моменту назначения.

ВСП может отказаться от назначения ВККС, как раньше отказался от делегирования своих представителей в Этический совет при ВСП. Есть также риск, что в финале не наберется достаточного количества компетентных и добропорядочных юристов, чтобы выполнить требования закона.

Поэтому формирование новой ВККС может быть отсрочено до завершения повторного конкурса, а то и вообще не состоится.

Несмотря на описанные риски, за последние два дня украинцы стали ближе к действительно независимому  суду и справедливости, чем были когда-либо в истории страны. Коллективное давление гражданского общества, международных партнеров и чемпионов реформы при власти заложили базис для изменения баланса сил в судебной власти.

Мы ожидаем скорейшего подписания законопроектов президентом, и внимательно будем следить за их имплементацией.

Больше статей Ирины Шибы и Михаила Жернакова читайте по ссылкам.