UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТУЧАТ КОЛЕСА — И НЕТ ВОПРОСОВ

Вопросы как раз возникают. В особенности, когда сталкиваешься с такими, к примеру, фактами. На станции Красный Лиман начальник топливного склада Суббоч на протяжении 1996 года похитил 15 тонн бензина на общую сумму 500 млн...

Автор: Александр Иващенко

Вопросы как раз возникают. В особенности, когда сталкиваешься с такими, к примеру, фактами.

На станции Красный Лиман начальник топливного склада Суббоч на протяжении 1996 года похитил 15 тонн бензина на общую сумму 500 млн. карбованцев...

Механики рефрижераторного депо станции Белополье Тесленко, Ковальчук и Водолазов стянули ни много ни мало, а 44 ящика сливочного масла.

Очевидно не желая отставать, составители поездов со станции Гребенка Троян и Силко стащили из «подвернувшегося под руку» вагона 24 мешка сахара.

Стрелки военизированной охраны на станции Стрый Сташков и Федив из такого же «подвернувшегося» вагона украли 10 ящиков импортного коньяка...

Ну а уж это... Приемосдатчик станции Новая, Донецкой железной дороги, Аникеева на пару с Косоглотовой и товарным кассиром станции Красноармейск Батрак совершили хищение в особо крупных размерах - 7 вагонов угля (!) на сумму около 3 млрд. карбованцев.

Впрочем, и этот пример не «самый-самый». Будут и похлеще. Но пора обратиться к вопросам. Для того, чтобы задавать их «по существу», необходимо ознакомиться с некоторыми цифрами, предоставленными отделом по борьбе с преступными посягательствами на грузы Управления внутренних дел на транспорте МВД Украины.

Из 1736 лиц, задержанных за 8 месяцев 1996 года на железных дорогах страны за кражи (либо посягательства на грузы), 659 являются железнодорожниками. Ими за указанный период совершено 648 краж (из 2456). Мало того: за кражи задержано 73 стрелка ВОХР! Охраннички...

Сотрудниками органов внутренних дел на транспорте в январе-августе с.г. обезврежено 252 преступные группы, в состав которых входило 765 человек, успевших совершить 453 преступления. Но опять-таки - в 144 из этих групп участвовали железнодорожники, а в 30 - и стрелки ВОХР...

По оценкам сотрудников правоохранительных органов, участие железнодорожников в кражах грузов неуклонно растет. На чем сидим то и крадем?

Проблемой номер один сегодня становится повальное разворовывание на железных дорогах транспортируемых по ним горючесмазочных материалов, прежде всего бензина. Особенно «отличаются» этим Южная и Юго-Западные железные дороги. На Южной - каждая вторая, а на Юго-Западной железной дороге - каждая третья кражи - именно ГСМ. Причем крадут не просто с колес...

26 июня 1996 года на Юго-Западной железной дороге задержана преступная группа, на счету которой было 5 краж бензина - более 5 тонн... Необычным в деле было то, что 32-летний осмотрщик вагонов П. и 28-летний разнорабочий Ч. наловчились красть бензин... из поезда на ходу!

Безошибочно просчитав, что на участке дороги от станции Кагамлыцкая до предгорочного парка на станции Кременчуг скорость движения поезда составляет не более 10-15 километров в час (таков уж рельеф местности), преступники начали необычный промысел. Для начала запаслись восемью пластиковыми бочками емкостью 120 и 200 литров. А затем, подсаживаясь на ходу на лестницу вагона-цистерны, укрепляли бочки с помощью крючьев и обыкновенной веревки к лестнице, и принимались «за работу». Крышку люка в цистерне умудрялись отжать, не нарушив пломбы, спускали внутрь шланг и откачивали горючее в бочки. Когда бочки наполнялись, сбрасывали их в заранее условленном месте, потом подбирали и продавали...

Просто, как все гениальное. Взяли их с поличным - пятью бочками, в которых плескалось уже более тонны бензина...

Еще проще (и, как им казалось, надежнее) действовала преступная группа, орудовавшая на станции Одесса-Застава-1. В ее состав входили машинист маневрового тепловоза, маневровый диспетчер, составитель поездов, водитель частного бензовоза и охранник базы «Рыбкооп». При чем тут «Рыбкооп»? А при том: темной ночкой маневровым тепловозом «попавшаяся под руку» цистерна с бензином вытягивалась на подъездные пути этой базы, к ним подъезжал бензовоз - и содержимое цистерны тихо-мирно перекочевывало в его нутро. По этому же сценарию группа действовала и в ночь на 31 июля 1996 года, когда оперативники проводили операцию по ее задержанию с поличным. Бедняги успели откачать «всего» 7 тонн - на сумму более полмиллиарда карбованцев...

Что с этим делать? Сегодня, когда бензин уже чуть ли не на вес золота, составы с ним идут по стране в 90 случаях из 100 безо всякой охраны. Бери - не хочу! Сейчас идет речь о том, чтобы эти составы сопровождали стрелки ВОХР, но... Во-первых, не будет ли это (учитывая приведенные выше цифры и примеры) выпусканием в огород известного домашнего животного, а во-вторых, даже если такое сопровождение станет возможным, то, как говорится, на коммерческой основе. Коммерческие структуры смогут себе позволить это, а государственные?

Вариант выхода найден на уже упоминавшейся Кагамлыцкой, которая является «воротами» Кременчугского нефтеперерабатывающего завода. Там создан линейный пульт, заполнение и получение цистерн контролируется сотрудниками милиции, идет их строжайший учет. А в остальных местах?...

Убытки от нарушения сохранности перевозок составили только за 8 месяцев этого года 126 млрд. 337 млн. карбованцев. Милицией, которая не сидит сложа руки, возвращены (по законченным уголовным делам) 41 млрд. 73 млн. Но соотношение, увы, не в пользу государства.

Наивно было бы полагать, что те, кто превратил стальные магистрали в преступную кормушку, ограничиваются банальным растаскиванием «плохо стоящих» вагонов. Новое время - новые песни. В ход идут варианты посложнее и поприбыльнее. Вот два примера из множества, предоставленные сотрудниками службы по борьбе с преступным сокрытием прибыли от налогообложения, работающими на транспорте.

Ужгородским транспортным прокурором возбуждено уголовное дело в отношении группы лиц из числа работников Львовской железной дороги, Чопской таможни и одной из коммерческих структур, перевозивших по железной дороге ликеро-водочные изделия из Словакии, «забывая» платить» акцизный сбор, НДС и прочие «мелочи». Всего «мелочей» набежало на сумму в 52 млрд. 910 млн. карбованцев - такой ущерб нанесен государству.

Милицией на станции Львов расследовано и передано в суд уголовное дело в отношении главного бухгалтера вагонного депо Львовской железной дороги, которая путем присвоения списанных на себестоимость денег и различных нарушений действующего налогового законодательства нанесла государству ущерб в размере почти 11,5 млрд. карбованцев. В бюджет с учетом штрафных санкций взыскано 61,3 млрд. карбованцев.

Только за 8 месяцев текущего года транспортной милицией направлено 645 различных представлений в железнодорожные инстанции. Проводятся самые различные мероприятия по предупреждению преступности - от лекций до рейдов. Уговаривают, предупреждают, хватают за руку. Усилиями правоохранительных органов за январь-июль текущего года общее число преступлений, зарегистрированных на железнодорожных магистралях, удалось снизить на 19,3%. Но милиция может сделать все от нее зависящее хоть трижды, а разворовывание не прекратится до тех пор, пока продолжаются нарушения порядка хранения, учета, выдачи грузов, простите, бардак с документами и прочие вещи, которые правоохранительные органы называют в числе первейших причин воровства. Кому наводить порядок в этом?

Стучат колеса... С колес воруют...