Должно препятствовать совершению несправедливого суда. Если же мы этого не в состоянии сделать, то, по крайней мере, не должны содействовать несправедливому суду.
Демокрит
Ныне в Днепропетровске с помощью юридических крючков, надуманных зачастую уголовных и хозяйственных дел практически все заводы и комбинаты обрели новых собственников. На очереди — успешные предприятия пищевой промышленности и рынки.
В 2003 году прокуратура области озвучила компромат на комбинат «Приднепровский», известный в Украине по торговой марке «Злагода». Когда народный депутат Украины Виктор Веретенников назвал заказчиков тотальной проверки в прессе и предоставил необходимые документы, обвинения отпали. В том же году арендатора Днепропетровского ликеро-водочного завода прокуратура прессовала уже по-крупному, обвинив его в заказе убийства своего компаньона. В случае удачного расклада собственником «лакомого куска» должен был стать другой человек. Все обвинения рассыпались на досудебном следствии, но… в Киеве.
Вина…
В этом году объектом внезапной, на первый взгляд, атаки уже со стороны милиции стала гордость Днепропетровска — знаменитый рынок «Озерка». Точнее, его многолетний директор, депутат горсовета, председатель правления Днепропетровского областного отделения Всеукраинской ассоциации «Укррынок» Григорий Ефименко.
Вменили в вину директору «Озерки» статью 364 ч.2 УК Украины — «Злоупотребление властью или служебным положением». По версии следствия, «Озерка» задолжала за аренду земли по договору, заключенному 31 августа 2000 года с исполкомом Днепропетровского горсовета, почти 461 тысячу гривен. Произошло это из-за того, что решениями городского совета от 29.11.00 и 20.02.02 арендная плата на земельные участки была увеличена.
Сумма долга значительная. Хотя начальник комитета коммунальной собственности Днепропетровского горсовета Владимир Федоренко утверждает, что в период с 2001 до начала 2004 года контроль за арендой земли отсутствовал вообще, а оплата аренды отслеживалась исключительно во время плановых проверок. Поэтому в 2003 году в комитете коммунальной собственности создали отдельное подразделение, отслеживающее должников. Их оказалось порядка 40% из 6 тысяч арендаторов.
По словам Федоренко, шел длительный переговорный процесс с руководством рынка, поскольку последние с задолженностью не соглашались.
Следствие же обвиняет Григория Ефименко в злоупотреблении служебным положением (в чем именно оно заключалось? — В.О.) и умышленном уклонении от выполнения условия договора. Помилуйте, но подобная задолженность никак не «лезет в ворота» Уголовного кодекса, а является предметом для разбирательства в хозяйственном суде!
В беседе с корреспондентом «ЗН» заместитель городского головы Игорь Шевченко, курирующий финансы, заявил, что «в распоряжении горсовета нет ни одного документа, утверждающего, что «Центральный рынок» недоплачивал».
Арест 1 марта нынешнего года в больнице директора, кардинально изменившего архитектурное лицо рынка, расширившего торговые площади, обеспечившего рабочими местами тысячи жителей района, города и области, выглядел на первый взгляд законным, поскольку Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями Днепропетровского УМВД (ГСБЭП) с начала года проводила, как официально сообщила 27 февраля ЦОС, «проверки рынков области на предмет полноты поступления денежных средств в бюджет за аренду земли, имущества, рыночного сбора, выявления фактов торговли фальсифицированными спиртными напитками, недоброкачественной продукцией».
…и кара
Сообщение ЦОС УМВД совпало с появлением Ефименко в прокуратуре для дачи показаний в качестве свидетеля. Пообщавшись со следователем, он отправился на работу, где почувствовал себя плохо. Из собственного кабинета директора срочно отправили на больничную койку днепропетровского клинического объединения скорой медицинской помощи (КОСМП), а милицейский спецназ без всяких объяснений в тот же день ворвался в админздание рынка. Люди в масках уложили сотрудников на пол, изъяли все документы с печатью, задержали и отвезли на допросы несколько человек.
В тот же день у палаты инвалида Отечественной войны Ефименко, страдающего цереброкоронарным кризом и другими серьезными заболеваниями, встала вооруженная охрана. Причем без каких-либо официальных постановлений суда, прокуратуры и собственного начальства. Согласитесь, законностью тут и не пахнет.
Лишь 1 марта следователь прокуратуры области составил протокол в порядке ст. 115 УПК Украины о задержании Ефименко Г.А. как подозреваемого в совершении преступления по ст.364 ч.2.
Спустя три дня Жовтневый районный суд Днепропетровска прямо в больничной палате № 99 второго инфарктного отделения КОСМП удовлетворил представление следствия и избрал меру пресечения — содержание директора в СИЗО. В постановлении об аресте Г.Ефименко в качестве подозреваемого — ни слова о больнице: «…рассмотрев в открытом выездном судебном заседании в г. Днепропетровске представление следователя…» А ведь необходимо указывать место! Судья даже не отреагировал на просьбу адвоката А.Скирко прервать судебное заседание, поскольку Ефименко под воздействием лекарств не мог адекватно воспринимать происходящее. Напрашивается грустный вывод: днепропетровское правосудие даже лежащего в коме может упечь в тюрьму.
Игнорировала законы и охрана у больничной палаты Ефименко, не допустившая к нему адвокатов 6 и 7 марта, поскольку разрешение следователя прокуратуры на свидание с ним спецназовцам показалось «филькиной грамотой». Дескать, в списке лиц, которые могут дать «добро» на свидание с подозреваемым, следователь прокуратуры области ведущий дело Ефименко, не значится.
Лишь телефонный звонок дежурного прокуратуры и грозный оклик заместителя прокурора области позволили адвокатам общаться со своим подзащитным.
Грубейшее нарушение закона зафиксировал и сам Григорий Андреевич. У себя под матрацем он обнаружил подслушивающее устройство, о чём был составлен соответствующий акт. Получается, что выездное заседание суда несанкционированно прослушивалось и его участники находились под незримым контролем.
Вышеприведенные доводы, аргументы и доказательства убедительно изложили 11 марта в областном апелляционном суде адвокаты Анатолий Груз и Александр Скирко. Увы, мера пресечения осталась без изменения. Что характерно, только спустя сутки после апелляционного суда Ефименко предъявили обвинение по той же статье УК.
Сейчас коммерческая деятельность КП «Центральный рынок» практически парализована: без печати и документации работать невозможно. И никого не интересуют долги за аренду земли некоторых успешных днепропетровских промышленных предприятий, чей долг намного больше, чем у «Озерки». Кому это выгодно — не вопрос…