Послание президента Украины В.Ющенко заинтересованно и тщательно анализировали не только политики и государственные деятели, но и все общество. Привлекают внимание не только взгляды главы государства на социально-экономическое развитие страны, но и его не менее актуальные идеи по поводу государственного строительства. Среди них, в частности, инициатива проведения судебной реформы, создание конституционной комиссии, разработка новой Конституции и проведение по этому вопросу всеукраинского референдума.
Проявлять инициативу по этим вопросам, безусловно, — право президента Украины. И относиться к ней следует с пониманием, поскольку глава государства осуществляет особые функции по своему статусу. В высказанных идеях можно увидеть, в частности, и провозглашение новой конституционно-правовой эры. А это обязывает науку конституционного права осмыслить не только саму правотворческую инициативу, но и причины и последствия ее воплощения. Уже сегодня общество ждет ответы на многие актуальные вопросы относительно ценностей и нерушимости действующей Конституции Украины.
Прежде всего следует выяснить, какие правовые мотивы и чья политическая воля обусловливают необходимость подготовки новой Конституции Украины. Какие приоритеты должны быть названы конституционной комиссией в создании модели, структуры и определении научных доктрин конституционного регулирования основных институтов общества и государства? Какое место будут занимать в новой модели основных изменений важнейшие гарантии прав и свобод человека? Или, может, Украинскому государству следует исходить из новых позиций Конституции Европейского Союза, учитывая международные стандарты построения демократического, социального государства?
Кто из ученых-юристов, политологов готов сегодня ответить на эти и другие вопросы неожиданной цели нового конституционного строительства? Общество имеет право спросить прежде всего науку конституционного права о том, насколько действующая Конституция отстает от прогресса, в чем ее неприемлемость и тормозящее влияние на развитие общественных отношений. А значит — какие конституционные предположения должны быть заложены в разработке новой Конституции?
В первую очередь наука, имея такие мощные научно-исследовательские учреждения, как Академия правовых наук, Институт государства и права и другие, должна дать обоснованные выводы о политико-правовых условиях разработки модели новой Конституции. Не видеть, не признавать сложность или уклониться от осмысления самой идеи, которая высказана как политическая новелла, означает потерю позиции науки конституционного права.
Действующая Конституция Украины — это не только исторический факт 1996 года, это еще и достижение правозаконности и гуманистического права. Ее основной II Раздел о правах человека имеет высший конституционный статус. Это основное достижение как центральная правовая идея украинского конституционализма означает, что права человека и гражданина признаны высшей ценностью, которая вместе с тем является основой государства. Поэтому стабильность Конституции Украины определяется именно этим достижением общества перед государством, создавая условия защиты Конституции Украины всеми средствами государственно-правовой и общественно-политической охраны.
Для общества важно обоснование состоявшихся общественно-экономических и политических изменений, которые требуют пересмотра редакции действующей Конституции Украины. Тогда будет понятен выход на новый конституционный процесс, который, таким образом, определен президентом Украины согласно п. 6 статьи 106 Конституции. Но он не может выходить за рамки инициированной разработки новых доктринальных подходов в контексте требований статьи 156 Конституции Украины.
Итак, мы имеем дело прежде всего с содержательной стороной конституционализма, когда формально-юридический процесс его развития может проходить динамично, как предлагает президент Украины. Но сегодня доктрина конституционализма в Украине подтверждается наличием обновленной Конституции, принятой демократическим путем. В этом первоочередное значение для оценки современного конституционализма имеет соблюдение таких важных принципов: разработка проекта с участием народа или его представителей; роль Конституции как особого политического, юридического и идеологического документа, который регулирует в целостном виде «каркас» общества, основы отношений человека—коллектива—общества—государства; принятие конституции непосредственно народом или его свободно и законно избранными представителями; высшая юридическая сила конституции, ее необходимая стабильность и закрепление новых условий жизни; соответствие конституции условиям общественного договора между властью и обществом. Осознание этих принципов существования конституционализма непосредственно касается государственных деятелей, всех лидеров политических партий.
Если взять на себя обязательство ответить аргументированно на главный вопрос: соответствует ли действующая Конституция Украины указанным принципам, или доказать отклонения от них — тогда могут быть основания для вывода, нужна или не нужна новая Конституция обществу.
Можно еще раз оценить важнейший раздел II Основного Закона, который содержит своеобразный «каталог» индивидуальных прав и свобод человека и гражданина и сделать для себя вывод, соответствует ли он международным пактам о правах человека. Можно оценить также, насколько такая категория, как государственная власть, отвечает понятию «публичная власть», есть ли на сегодня конституционные гарантии, которые отвечали бы экономическим условиям жизни малообеспеченных, и многое другое. Кое-кто из ученых поднимает проблему закрепления в Конституции Украины характеристики, на их взгляд, нового порядка — общества социального капитализма, приводя аргументы капиталистического характера экономики: частная собственность, юридическое равенство, свобода договора, включая продажу рабочей силы, конкуренцию, направленность на максимальную прибыль и т.д. А особенно подчеркивая идеи свободы капитала, которые часто встречаются в Конституции Европейского Союза. Присуще ли это современному украинскому обществу?
Итак, речь идет о включении в сферу конституционного регулирования новых отношений. По мнению политиков, их надо изложить путем генерализации норм, которые должны быть оценены учеными-юристами с обоснованием их включения в текст новой модели Конституции. Но кто возьмет на себя смелость утверждать, что именно такие подходы будут отвечать современному конституционализму? Есть ли сегодня хотя бы основательные исследования уроков прошлого и взгляда в будущее конституционализма в Украине как новой научной доктрины? Если мы такого не находим, то, кажется, сомнительными выглядят отдельные идеи нового конституционного урегулирования, которые касаются организации политической власти и характера государства. Поэтому в нормативном закреплении основ общественного порядка появляется больше «слабых мест». И появляются декларации и лозунги, которые никоим образом нельзя считать нормами-принципами новой модели Конституции. В таких случаях отдельные политики пытаются приспособить идеи демократического порядка, гражданского общества, сильной государственной власти по всей вертикали управления и другие к реалиям современной жизни. Однако можно ли не учитывать исторический опыт, свидетельствующий: нельзя приносить в жертву свободу, демократию, права человека, разделение властей со сбалансированной компетенцией ради идей, которые не подкреплены всесторонне обоснованными обстоятельствами с безупречно научной основой конституционного права. Разве нужно доказывать, что Конституция — не кодекс законов и она способна по своему назначению лишь закреплять общие основы и тип общественных отношений, уже сложившиеся в стране. Даже вопрос о конституционных изменениях, касающихся общественного строя, обязательно должен проходить процедуру «народного вето» на всеукраинском референдуме. Однако это не означает, что существует безусловная потребность разработки новой Конституции Украины. Конституционный суд Украины в своем решении от 5 октября 2005 года концептуально обязал государство учитывать, что суверенитет народа — это полнота его власти и потому последнее слово всегда было и будет за народом. Означает ли это, что сегодня лишь закладывается процесс продолжительного формирования нового конституционного мышления, которое требует убедительных объяснений политиков, государственных деятелей и ученых? Нельзя утверждать, что народ готов воспринять любую новую модель конституции, разработанной на «верхних этажах власти».
Поэтому наивными и довольно сомнительными выглядят идеи, которые не освещены мудростью научных или политико-социальных аргументов, а, скорее, напоминают конъюнктурные тезисы некоторых претендентов на выборах 2006 года, публикующих лозунги «Нам нужна новая Конституция!». Выдвигается устаревшая модель Конституционной ассамблеи для принятия новой конституции, и даже ставятся задачи: дескать, она призвана навести порядок, устранить противоречия в законодательстве, содержатся другие абсурдные неуместности. Может ли такая аргументация определять потребность в разработке новой конституции? На наш взгляд, это далеко от науки и самой жизни, поскольку народные депутаты Украины имеют специальный мандат, который дает им право принимать участие в решении вопросов разработки концепции новой Конституции.
Всем известно, как скрупулезно и какими силами многих государств на протяжении двух лет разрабатывалась Европейская конституция 2004 года (ее официальное название — «Договор, устанавливающий Конституцию для Европы») и с каким трудом представители 25 государств преодолевали противоречия созданной модели конституции европейским конвентом. Однако цель Конституции ЕС была иной — определить и закрепить содержание и условия договора в конкретно-исторических условиях, когда уже создался Европейский Союз. Даже при этих условиях через голосование путем национальных референдумов народы таких стран, как Франция и Нидерланды, неоднозначно отнеслись к общему согласию глав своих государств по поводу идеи и одобренного текста конституции.
Не стоит ли задуматься и над этими обстоятельствами, когда в нашей стране потребность достичь стабильности в обществе и государстве зависит от того, насколько народ и каждый гражданин ценят собственную Конституцию, охраняют ее с позиций верховенства права и верховенства народного суверенитета?