UA / RU
Поддержать ZN.ua

СОВЕТ ЕВРОПЫ РАЗДРАЖЕН

И НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬЮ РОССИИ Не меньше, чем украинцам, досталось на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы и парламентариям Российской Федерации...

Автор: Александр Губанов

И НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬЮ РОССИИ

Не меньше, чем украинцам, досталось на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы и парламентариям Российской Федерации. Как говорится, это тот редкий случай, когда представителям парламентов обеих стран пришлось «позичать очі у Сірка», да еще и у одного. В связи с невыполнением взятых перед СЕ обязательств по отмене смертной казни.

Накануне страсбургской сессии парламентариев СЕ об этой проблеме в России корреспонденту «НРС» рассказал председатель комиссии при президенте РФ по вопросам помилования Анатолий Приставкин.

Уже будучи членом Совета Европы, Россия казнила 53 человека.

На 1 января 1997 года 466 смертников ожидают своей участи...

В 1991 году (до вступления РФ в Совет Европы) было помиловано 37 приговоренных к смертной казни; казнены - 15.

В 1996 году казнено 53 человека; не помиловано ни одного...

Хотя, судя по фактам, оглашенным в Страсбурге, Украина «обскакала» россиян: только в первом полугодии 1996 года в Украине казнены 89 человек...

В остальном же в вопросе смертной казни у России и Украины много общих проблем.

- У России всегда были трудности с законопослушанием, исполнением договоренностей, однако старушка Европа вполне может и не войти в понимание этого. Чем грозит несоблюдение принятых нами обязательств в области права человека на жизнь?

- Совет Европы рекомендовал... Обязаны ли мы непременно исполнять? На первый взгляд, нет. Но у СЕ рекомендации существуют на уровне закона. Мы вправе не исполнять, а они - на то реагировать. И прежде всего санкциями.

У меня уже скопился ряд запросов - из СЕ, Международной амнистии и т.д. Звонки же идут из самых разных стран каждую неделю. При нежелательном повороте дела Комитет министров может принять решение о приостановлении членства России в СЕ, что уже чревато международными осложнениями по многим пунктам.

Я приглашен в Киев на заседание СЕ по поводу отмены смертной казни в Восточной Европе (в Западной - везде отменена) в качестве докладчика. Вступление будет делать Лени Фишер, генеральный секретарь ассамблеи. После этого мы уже точно никуда не денемся: проблема в процедурном порядке засвечена «на всю Европу».

- Для того чтобы ввести мораторий на исполнение смертной казни, нужен федеральный закон...

- Он подготовлен депутатами Госдумы при участии представителей российских Верховного суда, Министерства юстиции, МВД, известных ученых-специалистов по уголовному праву. Проект обкатали в различных комитетах Думы, у многих он получил одобрение. Следующий этап - парламентские слушания. И затем документ будет представлен на суд общественности.

- Существует ли противодействие законопроекту?

- Безусловно. Есть инерция мышления и функционирования структур. Для МВД, скажем, отмена смертной казни - новая «головная боль». Останутся жить смертники - нужно содержать их. Где, каким образом? Необходимы дополнительные средства, по их мнению, прежде всего.

Сегодня пожизненное заключение осужденные отбывают в России в двух местах - на Белом озере в Вологодской области (140 человек) и в поселке Лозьва Свердловской области. Живут они в монастыре XVI века. Дикая глушь. Полная изоляция, без свиданий, посылок. Едят заключенные, можно сказать, то, что придется. Короче говоря, общество отторгло от себя людей, пусть и совершивших тяжкие преступления, не создав для их существования никаких правовых основ. Так вот, их «строй» должны будут пополнить новые смертники, коли они будут помилованы...

На Западе, кстати, отбывающие пожизненный срок содержатся вместе с другими заключенными. Для них отнюдь не создаются особые, невыносимые условия. И логично: если человек нормально «сидит», не нарушая режима, зачем издеваться над ним? Изолирован от общества - и достаточно (о маньяках пишется масса статей, а на самом деле их - единицы).

Впрочем, когда указываешь на западный опыт, многие сразу машут руками: ну, у них там в камеры обед на подносе приносят. Не надо подносов, но зачем помещать людей в нечеловеческие условия? Что этим достигается?

Содержание 140 пожизненных зеков ужасает, а к ним еще массу? Конечно, так не получится (а на новую подобную колонию денег нет), и, следовательно, по логике иных, есть один выход - расстреливать!

Кладбище всегда компактнее...

- Анатолий Игнатьевич, нелицеприятный вопрос. Страна нарушает вышеназванный мораторий, казнит людей, а что же в этом случае ваша комиссия? Кого ж она, извините, милует?

- На определенном временном отрезке в бытность прежней администрации президента РФ мы были отстранены от рассмотрения дел смертников и «довольствовались» лишь общеуголовными.

Предвыборный период - особый период, в который рассмотрение дел смертников, естественно, замерло. А уже в момент выборов мы, члены комиссии, сразу же направили президенту коллективное письмо, в котором обрисовали ситуацию. Надо сказать, что Борис Николаевич нашел время прочитать все послание и ответил нам, что крайне озабочен создавшимся положением. По требованию президента уже усилиями новой администрации управление, о котором шла речь выше, было расформировано, а вновь созданный отдел теперь обладает должными ему функциями и нормально сотрудничает с комиссией. Так что теперь вновь начинаем работать и со смертниками.