UA / RU
Поддержать ZN.ua

«СЛУЧАЙ ШАКИЧА»

Известный тезис о непреодолимой тяге преступника к месту своего преступления, похоже, получил на днях еще одно свое подтверждение...

Автор: Наталия Винтер

Известный тезис о непреодолимой тяге преступника к месту своего преступления, похоже, получил на днях еще одно свое подтверждение. В минувший четверг из Аргентины в Загреб под охраной Интерпола доставлен Динко Шакич - один из последних оставшихся в живых комендантов концентрационного лагеря времен второй мировой войны. Иначе трудно объяснить мотивы, которые заставили этого 76-летнего хорвата прервать свое полувековое молчание и открыть тайну своего прошлого, что в итоге привело его на скамью подсудимых...

Чуть более месяца назад хорватский эмигрант с аргентинским паспортом по имени Динко Шакич дал интервью одной из частных аргентинских телекомпаний, в котором заявил, что в период с 1942 по 1944 г. был комендантом усташского концентрационного лагеря Ясеновац, расположенного на территории нынешней Хорватии.

Это сенсационное заявление однако не вызвало столь бурной реакции мирового общественного мнения, как того следовало ожидать. Вероятно, большинство людей посчитали этот случай лишь очередным в череде похожих военных преступлений. Однако, это не так. Если Динко Шакич действительно является тем, за кого себя выдает, речь идет об одном из серьезнейших оставшихся в живых преступников против человечества в современном мире. По крайней мере очевидно, что именно таким преступником его считают специалисты иерусалимского Центра Симона Визенталя - охотники за скрывающимися нацистами. Уже на следующий день после появления Шакича на аргентинском телевидении эта еврейская организация потребовала от властей в Буэнос-Айресе его ареста и выдачи Хорватии как стране, на территории которой совершены преступления, в которых он обвиняется. Буквально в это же время правительство Израиля обратилось к официальному Загребу с предложением потребовать от Аргентины выдачи Шакича и провести судебный процесс над ним в Хорватии, В случае, если бы хорватские власти не стали бы требовать выдачи Шакича, Израиль выразил готовность сам сделать это и судить егo на своей территории.

Потребовалось более месяца, чтобы провести все необходимые правовые процедуры для выдачи обвиняемого хорватским властям. Лишь 18 июня Динко Шакич перевезен в Загреб, где и предстанет перед судом. Против него выдвинуто обвинение в совершении военных преступлений против гражданского населения. По оценкам специалистов, в случае, если его вина будет доказана, Шакич может быть осужден на 20 лет тюремного заключения, что в его 76 лет практически означает пожизненное наказание.

Однако сам Шакич утверждает, что не виновен. «Во время моего руководства Ясеновцом охранникам и администраторам запрещалось даже пальцем тронуть заключенного», - заявил он в интервью Channel 13. Шакич опроверг данные о массовых убийствах в этом лагере и заявил: «Лагерь был вполне законной институцией, основанной в соответствии с существующими в то время законами». «Ясеновац не был санаторием, однако и не был «Освенцимом», - сказал он.

Однако, история свидетельствует о другом ... Ясеновац был концентрационным лагерем, который основало на своей территории марионеточное правительство так называемого NDH - «Независимого государства Хорватия», возникшего в этой стране под нацистским режимом. К сожалению, о Ясеноваце не знают даже многие из тех, кто хорошо знаком с историей холокоста. Большинство уничтоженных в нем людей не были евреями - там погибли сербы, цыгане, а также хорваты-антифашисты. В отличие от Освенцима и многих других концентрационных лагерей в Европе Ясеновац основали и им управляли не сами нацисты, а местные сторонники колаборационистского правительства Анте Павелича и его усташской партии.

История трагедии в Ясеноваце доподлинно не известна и по сей день. Из-за отсутствия документов и других непосредственных доказательств происходившего в лагере в послевоенные годы Ясеновац стал орудием в идеологических войнах. Сербские и хорватские националисты, коммунистические пропагандисты и проповедники фашизма - все они умышленно переписывали историю в своих интересах. В связи с этим до сих пор не существует согласованного числа жертв - евреев, сербов, хорватов и цыган, которые уничтожены в Ясеноваце. Хорваты называют цифру 60 тысяч, сербы - более 700 тысяч. Истина, вероятно, где-то посредине...

Нынешний «случай Шакича» вызвал бурную полемику и внутри самой Хорватии, нарушив с трудом достигнутый баланс всеобщего примирения хорватов, часть которых во второй мировой войне воевала на стороне антифашистского партизанского движения, другая - на стороне усташского режима. Некоторые видные загребские политики, в том числе - представители правящей партии Франьо Туджмана, выступили в защиту NDH как выражения «праведной борьбы за независимость Хорватии и против коммунистического тоталитаризма».

В последние годы Хорватия неоднократно становилась целью критики со стороны определенных международных политических кругов, в первую очередь - Израиля, за подобную двусмысленную и неопределенную позицию в отношении к своему фашистскому прошлому, за реабилитацию лидеров и символов того периода своей истории. «Случай Шакича» дает сегодня Хорватии возможность ясно высказать перед всем миром свое отношение к преступлениям, которые были совершены во времена второй мировой войны во имя Хорватии и ее народа.