UA / RU
Поддержать ZN.ua

СКАНДАЛ ИЗ-ЗА

трех болванок В скандале, который произошел в Николаеве и принял международную окраску, в полный рост предстала проблема радиационной безопасности...

Автор: Надежда Федотко

трех болванок

В скандале, который произошел в Николаеве и принял международную окраску, в полный рост предстала проблема радиационной безопасности.

Ни один из николаевских портов не решился принять турецкое судно «Faruk-S» с

59 тоннами металлолома на борту. Пять суток оно простояло на рейде в акватории Черноморского судостроительного завода. А журналисты сбились с ног, чтобы отыскать судно, которое, по слухам, вернулось с радиоактивным металлоломом, получить достоверную информацию о том, что же в самом деле произошло?

Но только через несколько суток подробности скандала проникли в прессу. Оказалось, что жесткость руководства николаевских портов, которое не пожелало иметь дело с радиоактивным металлом, была несколько странна. Дело в том, что турецкое судно, о котором идет речь, некоторое время назад загрузилось в Николаевском речном порту несколькими тысячами тонн металлолома и взяло курс на Италию.

И вот почти через месяц это же судно возвратилось на место своей загрузки с 59 тоннами груза - итальянские контролеры возвратили часть его обратно вследствие того, что его радиоактивность превышала допустимую норму.

Отказывая турецкому судну в приеме груза, николаевские портовики, в том числе те, у которых «Faruk-S» загружался металлоломом, ссылались на то, что были проведены все экспертизы и исследования, оформлены соответствующие документы. В беседе с журналистами начальник николаевского участка госинспекции охраны Черного моря Константин Емельяненко заверял, что при отправке была сделана радиологическая экспертиза, замеры были взяты в восьми местах и что везде уровень радиации соответствовал нормам. Он же предположил, что факт возврата этих 59 тонн металлолома мог быть просто провокацией, попыткой дискредитировать николаевские порты, а также предположил возможность того, что кто-то решил избавиться от радиоактивного металла, отправив его в Украину.

Это было в первые дни скандала. Впоследствии перевесил деловой подход в решении проблемы, ведь судно-то, непринятое портами, стояло. Для расследования инцидента была создана специальная комиссия во главе с заместителем главы облгосадминистрации, сотрудники радиологической лаборатории областной СЭС провели экспертизу. Начальник областного штаба ГО Владимир Майков уже на этом уровне расследования сообщил журналистам, что уровень радиации зараженного металлолома составляет 130-150 микрорентген в час (при норме для металла 60 микрорентген). Он же предположил, что «фонят» несколько обрезков металла.

В расследовании инцидента активное участие приняли и представители фирмы-продавца из Киева - СП «Ньюком Системс». Они-то не ограничились радиационными измерениями в нескольких местах, как это практикуется в наших портах при отправке металлолома, а вручную перелопатили весь груз, замерили дозиметрами и радиометрами каждый кусок металла. Вот тогда-то и оказалось, что виновниками, а вернее виновницами, всего этого скандала стали три болванки длиной 200-250 мм и диаметром около 100 мм... В ходе анализа были обнаружены элементы радия-226, тория-232 и следы цезия-137.

Произведенный анализ начисто опровергает одну из версий, распространившуюся из-за границы о том, что «фонящий» металл якобы взят из чернобыльской зоны. Получить дозу эти обрезки могли как на отечественных, так и на зарубежных предприятиях определенного профиля. Особой угрозы радиоактивный металл, как оказалось, не представляет. Обнаруженными болванками, которые «бросили тень» на все

59 тонн металлолома, занялась бригада одесского предприятия «Родон», специализирующегося на утилизации радиоактивных веществ. После составления актов их обернули полиэтиленовой лентой, погрузили в спецавтомашину и отправили в могильник ядерных отходов. Напоследок еще раз измерили их радиоактивность, фон, идущий от металла. Стрелка дозиметра замерла на отметке 170 микрорентген в час: почти тройное превышение нормы.

Инцидент, который начался так скандально, закончился довольно мирно, не вызвав особых последствий по отношению к экспорту украинского металлолома. В тот вечер, когда радиоактивные болванки отправлялись в могильник, «Faruk-S» встал на погрузку очередной партии металлолома.