UA / RU
Поддержать ZN.ua

СИНДРОМ ГОНГАДЗЕ

Местные журналисты говорят, что отсчет избирательной кампании-2002 на Черкасщине начат с прошлой пятницы — вечером 20 июля...

Автор: Надежда Бойченко

Местные журналисты говорят, что отсчет избирательной кампании-2002 на Черкасщине начат с прошлой пятницы - вечером 20 июля. Именно тогда в центре Умани, в подъезде дома около своей квартиры был жестоко избит Богдан Чорномаз, известный как активный политический деятель, руховец и бывший диссидент.

В тот вечер двое мужчин шли следом за Богданом от автовокзала. Они вместе поднимались до 5-го этажа, где внезапно набросились на Богдана со словами: «Ты обидел женщину!» Впоследствии эти слова будут аргументом в милицейской версии, связанной с хулиганством. Прикрываясь дипломатом, Богдану удалось избежать более тяжелых травм. Но как засвидетельствовал акт медицинской экспертизы, в считанные минуты, вследствие действий тупых твердых предметов, Богдан успел получить сотрясение мозга, перелом костей носа и двух ребер. Это было квалифицировано как телесные повреждения средней степени тяжести.

Когда жена, услышав шум, выбежала на площадку, нападавшие, бросив окровавленную жертву, поспешили скрыться. Потом Татьяна Чорномаз, она же - собкорр Радио «Свобода» в Черкасской области, по ее словам, в течение нескольких часов безрезультатно взывала о помощи к милиции, набирая все известные ей телефоны в Умани и Черкассах. Уманская милиция (ближайший райотдел - в доме напротив) откликнулась на зов о помощи семьи Чорномаз через 2,5 часа. Для этого потребовалось обратиться к заместителю начальника УВД Украины в Черкасской области полковнику В.Бинецкому.

Правоохранители объяснили задержку тем, что в это же время в горбольницу был доставлен уманчанин с тяжелыми ножевыми ранениями, и все были заняты. С помощью соседей Татьяна Чорномаз почти сразу бросилась вслед за нападавшими, и уже через полчаса их настигли в центре города. Подозреваемые вели себя агрессивно, и с ними не удалось справиться. Милиция появилась только через два часа. А еще через два дня начали создавать фоторобот нападавших. Казалось, процесс не просто идет, а, согласно Жванецкому, - проистекает, что вряд ли предполагает положительный результат расследования.

В понедельник, 23 июля, руководство Уманского горотдела милиции все еще продолжало заявлять, что милиция выехала на вызов через 15-20 минут, а нападение имеет «сугубо бытовой характер». Дело открывать не собирались. Первый замначальника Уманского горотдела милиции Сергей Завальный и первый замначальника уголовного розыска Александр Ярощенко 23 июля еще доказывали журналистам, что возбуждение уголовного дела возможно лишь при наличии жалоб свидетелей или заявлении соседей о нарушении общественного спокойствия в связи с дракой. Но случился информационный прорыв: происшествие не удалось замолчать. И Татьяна Чорномаз решилась на шаг отчаяния: или создавайте резервацию для содержания политиков и журналистов, или огласите весь список подлежащих уничтожению!

Во вторник 24 июля картина радикально изменилась. Как сообщил начальник ЦОС УВД Украины в Черкасской области Владислав Мусиенко, 24.07.2001 г. Уманским горотделом милиции возбуждено уголовное дело по ст. 102 УК (нанесение телесных повреждений средней тяжести) по факту избиения бывшего диссидента Богдана Чорномаза. Создана специальная оперативно-следственная группа, которая отрабатывает две версии нападения: хулиганство и политическая деятельность. Ход расследования на контроле в Министерстве внутренних дел. В этот же день 24.07 последовал и беспрецедентный жест со стороны начальника Черкасского УВД Олега Кочегарова: он принес извинения потерпевшему за непрофессиональные действия уманской милиции.

Тем не менее события в Умани ведут к размышлениям о незащищенности политической деятельности граждан, равно как и журналистской. Незадолго до этого созданная с участием Богдана с Татьяной организация «Чорний віл» влилась в ПРП. Это усилило национально-демократические позиции в крае. Что далеко не всем в регионе понравится.

Подобное нападение Б.Чорномазу уже пришлось пережить в 1993 г. Тогда месяц он был прикован к постели, последствия дают о себе знать до сих пор. Преступление доныне так и остается нераскрытым, как и прошлогоднее покушение в Черкассах на журналистку-правозащитницу В.Васильченко. В пресс-центре УВД по сей день отвечают, что дело это закрывать не будут: оно находится на контроле у министра. Знать бы, к чему это кого-нибудь обязывает.

Пока же впечатление такое, что ничего не изменилось с тех самых пор, когда 16 ноября 1972 года после оглашения приговора Черкасского облсуда за чтение националистической статьи «Інтернаціоналізм чи русифікація», Богдан отправился на три года в 36-ю политзону, за 200 км от Перми.

Можно, конечно, в связи с данным происшествием сколько угодно обсуждать версию хулиганства. Но на фоне обыденных заголовков в местной прессе о том, что «Чорномаза опять побили», спокойствие не наступает.

И коллеги Татьяны Чорномаз никаких случайностей в происшедшем не видят. Они убеждены, что продолжается беззастенчивое запугивание политиков и журналистов накануне выборов. Вероятно, «черные технологии» будут и далее поражать своим варварством. После Гонгадзе можно все?