UA / RU
Поддержать ZN.ua

ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА МИЛИЦЕЙСКОГО БЮДЖЕТА

Свой депутатский запрос на сессии областного совета заместитель начальника облуправления МВД Валерий Горбатюк начал с цифр...

Автор: Светлана Кабачинская

Свой депутатский запрос на сессии областного совета заместитель начальника облуправления МВД Валерий Горбатюк начал с цифр. «За пять месяцев текущего года в области зарегистрировано 4134 преступления, что на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года, — сказал он. — Рост преступности зарегистрирован в 12 районах из 20. Особенно возросло количество краж личного имущества — на 26,5%, мошенничеств — на 36,6%, похищений автомобилей — на 20,3%, на 25% — преступлений, связанных с использованием наркотиков».

Сессия насторожилась. Горбатюк называл цифры без бумажки — очевидно, уже врезались в память. Как и прозвучавшие позже. Поскольку, глубоко убежден милицейский руководитель, подобная ситуация непосредственно связана с крайне неудовлетворительным финансовым и материально-техническим обеспечением органов и подразделений внутренних дел области и низким уровнем социальной и правовой защиты их сотрудников. Ведь несмотря на то, что милиция должна содержаться за счет государственного бюджета, его щедрости в этом году хватило лишь на выделение 56,4% средств на оплату труда и всего 2,2% — на материально-техническое обеспечение (очень важное подспорье для милицейских автомобилей, уже исчерпавших свой ресурс на 80%). Но еще более сложной оказалась ситуация того штата управления МВД — 18% сотрудников, — который содержится за средства местных бюджетов. Денег выделено на треть от потребности, да и те практически не поступают. В связи с этим сейчас не финансируется более 400 штатных должностей. Преимущественно это патрульно-постовая служба и участковые инспекторы, то есть именно те сотрудники, которые непосредственно обеспечивают охрану общественного порядка.

Уменьшение финансирования уже не раз приводило к усушке и утруске штатов областного милицейского управления: в течение трех последних лет — почти на 3 тысячи человек. Уже в этом году «пошли под нож» еще 258 штатных должностей и в «подвешенном» состоянии находятся еще 400. Хотя уволить — это не избавиться от финансовых проблем, а получить дополнительные. Ведь каждому сокращенному следует выплатить двухмесячное содержание, помощь по увольнению, предусмотренные законом компенсации и т.п. Кроме того, кто же будет служить, если органы МВД все больше погружаются в финансовые проблемы (только в очереди на жилье — почти тысяча семей сотрудников милиции). В прошлом году уволились из органов 372 опытных милиционера — кто же будет передавать опыт молодым?

В последние годы, к сожалению, образовался замкнутый круг. Государство постоянно не доплачивает милиции, фактически вынуждая ее жить по законам свободного рынка. Государственная структура, призванная поддерживать правопорядок и бороться с криминалитетом, ищет пути выживания. Но если лет десять назад руку помощи милиции протягивали еще и государственные предприятия (вспоминается заседание Хмельницкого городского координационного совета по борьбе с преступностью, на котором расписали «дань» милиции с каждого предприятия: от автомобиля до тапочек от обувной фабрики), то сейчас приходится обращаться к бизнесменам-частникам. И определить грань, за которой бескорыстная помощь переходит в коррупцию, согласитесь, очень непросто. Поэтому народ и относится к милиции с недоверием — что, опять же, отражается на ее имидже и престиже.

Более того: из-за такого положения дел в самой службе невольно смещаются акценты в оценке сотрудников. Лучшим начинают считать не того, кто хорошо ловит преступников, а того, кто умеет получить, обеспечить, построить. Такие и растут в званиях, чинах, должностях, оставляя настоящим профи единственную перспективу — увольнение.

Поэтому свободное плавание в финансовом море проблем и государственная структура по борьбе с преступностью — вещи все же несовместимые. И можно было понять В.Горбатюка, который, перечисляя многочисленные обращения милицейского руководства к органам местной власти с просьбой исправить положение, улучшить финансирование, эмоционально подвел итог: «Мы стучим, как в глухую стену. Вы не желаете нас слышать». И снова обратился к цифрам. Ведь, по научно обоснованным расчетам, нагрузка на одного участкового инспектора милиции должна составлять не больше трех тысяч граждан. Сегодня же она достигает на Хмельнитчине почти пяти тысяч. Дошло до того, что в доброй четверти районов области на 11—18 сел — один участковый милиционер.

...Недавно довелось быть на суде. Дело слушалось неординарное. Ребят, которые якобы хулиганили в ночном баре, начали преследовать два охранника правопорядка. И — ранили одного из ночных посетителей. На суде выяснилось, что целились они в одного, а под пулю попал другой. «Вы часто стреляете в тире?» — спросил судья. «Да... как патроны дадут...» — «Когда же это было в последний раз?» — «Месяца три назад».

Комментарии излишни. А вот еще одна заслуживающая внимания деталь с этого же судебного заседания. Один из милиционеров, рассказывая о перипетиях детективной ночи, подтвердил правдивость своих показаний конкретной подробностью: «Мы в форме были. Я еще там штаны порвал. Весь год прослужил, наконец-то форму дали, и на тебе...»

Это — иллюстрация тезиса о бесплатной милиции. Чтобы иметь профессионалов, нужно платить. Пожалуй, это единственный возможный ответ на депутатский запрос полковника Горбатюка.