Внимание! Выявлен еще один способ одурачивания потребителя. На этот раз — потребителя интеллектуальной продукции. И дело не в том, что продукцию ему предлагают некачественную. А в том, что цена, по которой покупатель получает желаемый товар, может существенно отличаться от указанной в «ценнике», объявленной, обнародованной, доведенной до ведома граждан. И, возможно, до сведения налоговой. Ситуация типична. С ней мы порой сталкиваемся в магазинах в виде «обвешивания» и «обсчета», когда нам взвешивают продукта на, скажем, 8 гривен, а берут все 10. Весь «прикол» в том, что в данном случае речь идет не о магазинах, а о кинотеатрах.
Давно уже на просторах страны циркулируют слухи, что с ценами на билеты в учреждения «самого массового из искусств» не все в порядке. Слишком они не по карману обычному зрителю. Но оказалось, что дело не только в стоимости продуцирования шедевров самого киноискусства, но и в ловкости некоторых дельцов кинопроката. Наблюдать их специфическое «искусство» вашему корреспонденту довелось собственными глазами в кинотеатре «Кинопанорама», расположенном в центре столицы по ул. Шота Руставели.
Из информации, размещенной на сайтах в Интернете, можно узнать, что, в отличие от многих других, этот кинотеатр — сравнительно недорогой: билеты стоят 12 и 18 гривен, для детей до 10 лет — 3 гривни. Есть и различные скидки, в частности, для студентов. А в фойе самого кинотеатра зритель с удовлетворением читает объявление о разнообразных акциях, проводимых этим учреждением культуры, благодаря которым малоимущие граждане также получают возможность приобщиться к киноискусству не только с помощью телевизора. Среди таких мероприятий и мер — дифференцированная стоимость билетов на сеансы разной продолжительности либо демонстрируемые в разное время — утренние, дневные и наиболее «кассовые» — вечерние. Есть среди них и так называемая «акция среды». В соответствии с ней каждую среду стоимость билета на сеансы продолжительностью свыше 2 часов составляет 15 грн., а после 16 часов — вообще 10 грн.
Но не спешите мчаться в замечательный кинотеатр! Поскольку эти объявления — не то реклама для привлечения «лохов», не то нечто еще более неприятное, рассчитанное на внимание других адресатов. Далеко не всегда зритель, собравшийся в кино и рассчитывающий благодаря акции сэкономить на одном билете 8 гривен, после того, как ему в кассе сообщат, что как раз сегодня акции-то и нет, вместо того, чтобы смириться и купить билет по более высокой цене, начнет проверять, снято ли само объявление. Знаю, что говорю, — сама оказалась в таком положении.
Услышав, что акции нет, я глубоко вздохнула, однако решила не возвращаться домой, а получить желаемое — просмотреть фильм, на который давно собиралась и ради которого даже «сачканула» с работы именно в среду и именно после 16 часов. С грустью отдав 18 грн., я отправилась в зал. Однако после фильма профессиональные привычки дали о себе знать, и я решила проверить, в самом деле ли акция упразднена. Но нет! Объявление о ней нахально висело на своем месте и лгало мне в глаза, что в кассу я должна отдать не более 10 кровных. Или мне солгали в кассе?
Кассирша, Галина Лапинь, долгое время упорно держалась исходной противоречивой версии и убеждала, что: а) ни о каких акциях она никогда не слышала; б) акция на сегодня отменена; в) акций не существует вообще; г) акции проводились раньше, а объявление устарело. Предъявленное мной журналистское удостоверение вызвало появление администратора Натальи Якубовской. В исполнении дуэта исходная версия претерпела существенные изменения. Оказалось, кассирша случайно взяла с меня лишние деньги, а должна была взять... 15 грн. По этой цене и продавались билеты другим зрителям, утверждали дамы в унисон.
И снова врали. На мои глазах, по меньшей мере, с десяток лиц платили за них по 18 и по 20 грн. Но, что особо интересно, признавая «ошибку», дамы и не думали ее исправлять и возвращать взятое «случайно». К тому времени на «место происшествия» прибыло подкрепление в виде третьей особы с крашенными в красный цвет волосами и видом высокого руководителя.
С ее появлением озвученное подверглось очередным мутациям. Извинившись за ошибку кассирши, высокое руководство без опознавательных знаков торжественно вручило мне приглашение на бесплатный просмотр любого фильма на двух лиц в любой день и время. Но не успела я прийти в себя от сервиса на высочайшем уровне, как услышала, что «на этом инцидент исчерпан». «А деньги? Разве вы не возвратите мне те восемь гривен, на которые меня случайно обсчитали?» — наивно спросила я. И тут произошло удивительное: красноволосая личность с криком «отдайте обратно» ловко выхватила у меня из рук только что вежливо врученное приглашение-«извинение», ткнув вместо него три гривни.
Последним штрихом удивительной сцены стала очередная трансформация — на сей раз самой начальницы: услышав мой вопрос о ее должности и фамилии, красноволосая дама сменила директорский облик на перекошенную маску базарной торговки и... убежала. Засекреченную информацию не выдали мне и две ее предшественницы, из пояснений которых вытекало, что незнакомка имеет интересную должность — «сотрудница». Напоследок они наперебой стали доказывать, что все они вместе и каждая в отдельности только что перенесли инфаркт и просят простить, простить, простить. Но, вопреки количеству извинений, возвратить разницу в пять гривен было им все же не под силу.
И все же хотелось бы знать, какой из вариантов объяснения ситуации более близок к истине: тот, по которому акций не существует вообще, а объявление о них — сознательный обман зрителей; тот, согласно которому акции есть, только цена в объявлении указана неверно и в действительности составляет не менее 15 грн., а кассирша просто ошиблась; тот ли, основания для которого я видела своими глазами, а именно — что акции существуют (должны существовать), однако не для зрителей, а для кого-то другого. Не для налоговой, случайно? И еще очень хочется узнать, куда идет разница между заявленной ценой билетов и реальной суммой, полученной от их продажи по завышенным ценам.
Но не все так плохо, господа. Была в той ситуации и толика приятного: посетители, подходившие к кассе во время нашего «выяснение отношений», в отличие от их предшественников, имели возможность купить билет по цене 15 грн., за что горячо благодарили меня лично.