UA / RU
Поддержать ZN.ua

С ТИМОШЕНКО СНЯТО ОБВИНЕНИЕ В КОНТРАБАНДЕ. ПОКА ТОЛЬКО ВАЛЮТЫ

Торжества по случаю снятия с супругов Тимошенко части обвинений могут оказаться несколько преждевременными...

Автор: Лариса Яровая

Торжества по случаю снятия с супругов Тимошенко части обвинений могут оказаться несколько преждевременными. Похоже, Генпрокуратура совершила не политический шаг, отказавшись от преследования непокорной Юлии Владимировны, а лишь избавилась от части рутинной работы по приведению ведомых ею дел в соответствие с новым Уголовным кодексом.

Как официально пояснили журналистам в Генпрокуратуре, с экс-вице-премьер-министра Юлии Тимошенко и ее мужа, нынешнего руководителя корпорации «Единые энергетические системы Украины» Александра Тимошенко снято обвинение в контрабанде валюты в связи с тем, что согласно ст. 201 нового Уголовного кодекса Украины, валюта не является предметом контрабанды. Как сообщил заместитель генпрокурора Николай Обиход, обвинения сняты по двум эпизодам — «запорожскому» и «московскому», когда Ю.Тимошенко была задержана при попытке контрабанды валютных средств. Вместе с тем, по словам Н.Обихода, основная часть обвинений в адрес экс-вице-премьера остается. «Слухи о снятии обвинений в адрес Тимошенко несколько преувеличены», — сказал он в интервью «Интерфаксу-Украина».

Таким образом, речь идет о снятии обвинений по двум самым старым делам, возбужденным против Юлии Тимошенко еще в 1995 году. Причиной первого из них стало то, что в Запорожском аэропорту у нее в багаже было обнаружено $26 тысяч. В том же году уголовное дело по факту контрабанды валютных денежных средств было закрыто соответствующим постановлением, однако в 1997 году, с выходом Юлии Владимировны на политическую арену, постановление о прекращении расследования было отменено. Второе дело было возбуждено отделом внутренних дел в аэропорту «Внуково», когда в июле 1995 года в ручной клади Ю.Тимошенко, вылетавшей в Днепропетровск рейсом авиакомпании «Днипроавиа», было обнаружено $100 тысяч.

Между тем с Юлии Владимировны не полностью сняты даже обвинения собственно в контрабанде. 15 января этого года Ю.Тимошенко инкриминировалась попытка осуществления контрабанды в больших размерах, должностной подлог документов. 13 февраля работники Генеральной прокуратуры Украины арестовали Ю.Тимошенко в связи с предъявлением ей еще одного обвинения по ст. 170 ч.2 Уголовного кодекса — в повторной даче взятки. В частности, речь идет о «подлоге документов и контрабанде в 1996 году российского природного газа в объеме около 3 млрд. кубометров на сумму 445 млн. грн. через таможенную границу Украины в составе организованной группы путем использования фиктивных документов». Имелись в виду известные операции ЕЭСУ с компаниями United Energy Limited и Somoli Enterprises Limited, через которые осуществлялись расчеты за поставленный в Украину газ. Юлия Тимошенко по-прежнему обвиняется в уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах, сокрытии валютной выручки и организации сокрытия валютной выручки. Кроме того, 30 июля в этом году военная прокуратура Российской Федерации возбудила уголовное дело против Ю.Тимошенко за «соучастие в даче взятки», которое 7 августа было передано Генеральной прокуратуре Украины для расследования. Все эти обвинения касаются периода, когда Тимошенко возглавляла корпорацию «Единые энергетические системы Украины». Руководителей корпорации ЕЭСУ Александра Тимошенко и Валерия Фальковича обвиняют в хищении государственного имущества в особо крупных размерах с использованием служебных полномочий при осуществлении в 90-х годах операций с металлопрокатом, а также в фальсификации документов, по которым российский газ незаконно переправлялся в Великобританию. Сообщалось также, что все уголовные дела в отношении Юлии Тимошенко и ее супруга — руководителя ЕЭСУ Александра Тимошенко, а также Валерия Фальковича объединены в одно производство с делом бывшего экс-премьера Украины Павла Лазаренко.

По мнению самой Юлии Тимошенко, уголовные дела закрыты в связи с тем, что она сама инициировала рассмотрение в суде законности возбуждения этих уголовных дел. «Суд начал рассматривать это заявление, и, думаю, прокуратуре было бы просто очень неудобно, если бы суд признал незаконными эти грязные действия, примененные против меня», — сказала она. По убеждению Юлии Владимировны, через месяц-два все обвинения против нее будут сняты либо самой Генеральной прокуратурой, либо судами. По мнению бессменного соратника Тимошенко Александра Турчинова, прокуратура вынуждена «тихо закрыть наиболее резонансные дела, связанные с контрабандой валюты», ибо не имела материалов для того, чтобы выходить с этими делами в суд. По его мнению, снятие обвинений подтверждает, что «все это — сплошная фабрикация, цель которой — компрометация оппозиции и ее лидеров».

Однако по мнению ряда наблюдателей, прокуратура действительно лишь привела обвинения против экс-вице-премьера в соответствие с новыми статьями УК. Кстати, в случае другого обвиняемого по «околотимошенковским делам» — банкира Бориса Фельдмана — налоговая милиция, ведущая следствие, официально отказала адвокатам в перепредъявлении обвинения по новому УК. В результате на данный момент банкир формально (по номерам статей) обвиняется в… непредставлении помощи престарелым родителям и нарушениях правил безопасности на транспорте. А ведь не исключено, что часть обвинений с Фельдмана также пришлось бы снять.

Некоторые наблюдатели склонны считать также, что небольшая уступка Генпрокуратуры объясняется тем, что в администрации Президента на данный момент не воспринимают Тимошенко и ее блок как серьезных противников в баталиях Киевского и Донецкого кланов за большинство в парламенте и президентское кресло. Однако лишь только Юлия Владимировна более серьезно заявит о себе, новые обвинения, уже в рамках нового УК, не заставят себя ждать.