UA / RU
Поддержать ZN.ua

С ДОРОГИ

Известие о выстрелах, прозвучавших первого октября на лестничной клетке пятого этажа дома номер 62...

Автор: Виталий Кукса

Известие о выстрелах, прозвучавших первого октября на лестничной клетке пятого этажа дома номер 62 по улице Олеся Гончара, большинство киевлян восприняли уже как нечто обыденное: «стреляют...» И только журналисты в большинстве своем переспрашивали друг у друга: «Какого Олейника убили? Писателя, что ли?». Очевидно, по известности в народных массах Борис Степанович Олейник и уступал своему литературному тезке. Но империя, которой он без малого два десятка лет руководил, - Юго-Западная железная дорога, - без преувеличения, делала его одной из ключевых фигур в экономике страны. И вот эта ключевая фигура выведена из игры двумя пулями калибра 7,65.

Точнее, было выпущено четыре пули, и все они снайперски достигли цели. Две предназначались начальнику ЮЗЖД Борису Олейнику, две - его водителю Владимиру Нечаю. Оба скончались на месте, каждый от двух, даже по отдельности смертельных, ранений в голову и сердце. Как принято в таких случаях, убийца ожидал «клиентов» на лестничной клетке и начал стрелять, когда они открывали входную дверь. «Ствол» был профессионально «сброшен» на месте исполнения заказа, и милиции представилась возможность его подробнейшим образом изучить. «Беретта», выпущенная в Чехословаки, оказалась весьма потрепанной, со сточенными деталями. Используемый патрон также для наших мест нестандартен - «7,65 Браунинг». В обойме было всего четыре патрона - киллер не сомневался в привычках своих жертв. Пистолет был снабжен глушителем, который лежал отдельно: видимо, одним из выстрелов его сорвало со ствола. Об этом же свидетельствует тот факт, что соседи хорошо слышали только два или три выстрела.

По данным криминалистов, в Украине не зарегистрировано ни одного «криминального» выстрела, произведенного из этого пистолета. В данный момент оружие проверяется по базам данных правоохранительных органов стран СНГ. Свидетелей того, как убийца покидал место преступления, по данным милиции, нет. Однако составлен фоторобот некоего молодого человека примерно 30 лет, славянской внешности, небольшого, 160 сантиметров, роста, одетого в темную куртку и темные джинсы, наблюдавшего за день до трагедии за подъездом дома.

Трупы Бориса Олейника и Владимира Нечая обнаружили соседи, выбежавшие на звуки выстрелов. Интересно, что в этом же подъезде проживает один из народных депутатов, около двери квартиры которого обычно дежурили сотрудники «Титана». Однако этим вечером депутат, а значит, и «титановцы» отсутствовали...

На экстренной пресс-конференции, проведенной в минувшее воскресенье, заместитель министра внутренних дел, начальник киевской милиции Михаил Корниенко заявил, что правоохранители имеют «...достаточно следов убийцы Бориса Олейника, чтобы быть уверенными в раскрытии преступления». Однако уже в понедельник УНИАН распространило заявление «высокопоставленного чиновника МВД» о том, что «ситуация с поиском убийцы осложняется», прежде всего, отсутствием свидетелей. Зато впоследствии на месте преступления побывали все руководители МВД и других правоохранительных органов. Следствие по уголовному делу по статье 93 пункт «г» (умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах двух и более лиц) ведет прокуратура города Киева.

По свидетельству близких, угроз в адрес Бориса Степановича не поступало. Обращений его за помощью в правоохранительные органы также зафиксировано не было. Однако косвенные сведения о конфликтах, связанных с работой, имеются. И это немудрено, если учесть, что товарно-денежные потоки, контролированные погибшим «генералом путей сообщения», выражались в девятизначных цифрах. Убийство стоит дешевле...

Несколько биографических штрихов. Родился в 1934 году в селе Божкивцы Хмельницкой области, в учительской семье. В 1957-м закончил Государственный институт железнодорожного транспорта, после чего работал дежурным по станции Могилев-Подольський. Олейник, еще в советское время бывший кандидатом в члены ЦК КПУ и депутатом двух последних Верховных Советов УССР, тем не менее, в 1991 году из КПСС вышел. Но парламентскую деятельность не прекратил - с 1990-го по 1994-й - народный депутат, член комиссии по вопросам развития базовых отраслей народного хозяйства. В 1998-м решил вернуться в политику, но выборы проиграл, оказавшись на почетном втором месте из 11 кандидатов в народные депутаты в своем округе.

После его гибели прозвучали заявления о верности погибшего Президенту и о чуть ли не политических мотивах убийства: мол, «враги» задумали лишить Кучму полумиллиона голосов железнодорожников на выборах. Но скорее всего, Борис Олейник был лоялен к действующей власти, постольку, поскольку на его должности невозможно было иначе. Между политикой и хозяйством он вряд ли выбирал...

Какова же империя, глава которой погиб у дверей своего дома первого октября? ЮЗЖД называют главной железной дорогой страны, и проходит она по территории пяти областей Украины. Финансовый оборот крупнейшего железнодорожного предприятия страны исчисляется миллиардами гривен и сотнями миллионов долларов. Годовая финансовая прибыль ЮЗЖД в 1998 году составила 107 миллионов гривен. Вместе со Львовской железной дорогой ЮЗЖД обслуживает около двух третей железнодорожного транзита грузов в направлениях Россия-Венгрия, Словакия, Польша и обратно. Огромный грузопоток следует по ЮЗЖД и в направлениях Молдовы и Одесского порта. По ЮЗЖД осуществляется большая часть импорта в Украину светлых нефтепродуктов. Эти перевозки, кстати, лично контролировались погибшим. Все указанные направления замыкаются на пункте пропуска через украино-российскую границу в районе Хутор-Михайловского. По данным прокуратуры, совместно с Управлением ЮЗЖД на ее участке вели деятельность более семисот коммерческих структур. Исходя из вышесказанного очевидно, почему основной из семи отрабатываемых следствием версий считается экономическая. Можно также напомнить «основной мотив заказного убийства», сформулированный полтора года назад, после гибели Вадима Гетьмана: «убивают не должников, а кредиторов». По-видимому, параллель здесь полная...

Борис Степанович был реалистом. Он, наверное, прекрасно знал о многих «нюансах» функционирования созданной им Системы. И, конечно же, знал, в какие части этого «механизма» можно совать руку, а в какие пока не стоит. Не будем обвинять его в коррупции - будем исходить из того, что умный человек ради сохранения жизни в железной дороге вел себя умно. Но в таких ситуациях часто не оказывается другого выхода, кроме ведущего к конфликту. А посему, не зная семи версий, выдвинутых милицией, позволим себе предположить свои.

Версия первая - убийство заказали должники за перевозку. Известно, например, что во время «бензинового кризиса» и периодических скачков акциза на бензин у границы выстраивались огромные скопления арендованных (не только за арендную плату) у железной дороги цистерн. Сроки аренды «горели», и оперативное продление ее также требовало от нефтеимпортеров как прямых, так и непрямых расходов. Возможно, тогда и образовалась задолженность, которую кому-то очень не хотелось отдавать.

Версия вторая также связана с нефтеперевозками по железной дороге. Одной из «неформальных» статей прибыли в этом деле является несовпадение количества топлива на входе и на выходе. Транспортная милиция, сколько существует, пытается разгадать этот феномен, но удается это ей крайне редко. Вполне вероятно, что от Олейника потребовалось связанное с этим процессом решение, которое он не смог принять. Или наоборот - принял.

Версия третья связана с контрабандой. Хоть такая статья и присутствует в Уголовном кодексе, каждому импортеру известно, что честно ввезти товар на территорию Украины можно только себе в убыток. Перечень товаров, контрабандно завозимых в Украину по каналу ЮЗЖД, может занять много места: это те же нефтепродукты, спирт, автомобили и запчасти, а самое главное - оружие и наркотики. Об индустрии контрабанды также написано много. И не будем гадать, какую роль в ней мог играть начальник ЮЗЖД Борис Олейник.

Версия четвертая - чисто гипотетическая. Империя ЮЗЖД имела своих министров, своих ключевых людей. Вполне возможно, что взгляды их на одни и те же проблемы не всегда совпадали. Вполне возможно, что пересекались, и не всегда конструктивно, их бизнес-интересы. И вполне вероятно, что выстрелы на улице Гончара поставили точку в переделе сфер влияния внутри ЮЗЖД. Об этом остается только гадать. Потому можно с уверенностью предположить, что следствие по делу об убийстве Бориса Олейника повторит судьбу такового по делу, например, Вадима Гетьмана.