UA / RU
Поддержать ZN.ua

Рынки: жить стало лучше, жить стало веселее...

Первыми, весьма агрессивными шагами контрольных органов после вступления в силу новопринятого Налогового кодекса Украины стали активные проверки УБОПовцами киевских рынков.

Автор: Игорь Годецкий

Первыми, весьма агрессивными шагами контрольных органов после вступления в силу новопринятого Налогового кодекса Украины стали активные проверки УБОПовцами киевских рынков (книжный и вещевой рынки на Петровке, далее - рынки «Юность», «Харьковский», «Житній», «Нивки», «Дарынок» и т.д.). Проверяли преимущественно торговые точки с самым дорогим товаром. Декларированная цель - «борьба с контрафактной и контрабандной продукцией, защита авторского права» - на первый взгляд довольно благородная, но если читать между строк, нетрудно догадаться, что такая охота на ведьм являются не чем иным, как намеком предпринимателям на недостатки упрощенной системы налогообложения, которую эти же предприниматели отстаивали на налоговом майдане.

Конечно, оборот контрафактной или контрабандной продукции подрывает экономику государства, нарушает авторские права и т.д. Указанная деятельность была запрещена и до вступления в силу нового Налогового кодекса. Так, Уголовный кодекс Украины содержит целый раздел (VII), посвященный преступлениям в сфере хозяйственной деятельности. И в прошлые годы все СПДшники (не говоря уже о юридических лицах) не освобождались от ведения первичной документации: получая товар, любой СПД должен взамен подписать приходную накладную.

Вместе с тем, хотя формально на торговлю на рынках распространяются требования, предъявляемые к субъектам предпринимательской деятельности, чьим основным видом является торговля, но исторически сложилось так, что рынок - особая организация, «свободная экономическая зона», и основным документом, регулирующим этот специфический вид деятельности, являются Правила торговли на рынках, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, МВД, Государственной налоговой администрации, Госстандарта от 26.02.2002, №57/188/84/105. Ведь ни для кого не секрет, что торговцы на рынках продают товары и собственного производства (например, сельскохозяйственную продукцию) или даже товары, которые были в употреблении (например, шубы, запчасти), и понятно, что торговля такими группами товаров не предусматривает никаких документов об их происхождении.

Так, п. 43 Правил торговли на рынках позволяет реализовывать как новые непродовольственные товары, так и бэушные, кроме запрещенных для продажи.

Конечно, есть отдельные непродовольственные товары (определенные п. 44 Правил торговли на рынках), продажа которых возможна только при условии соблюдения ряда требований. Так, например, условие, которое обязательно для продажи, скажем, лекарств, лекарственных растений, - наличие соответствующей лицензии; для реализации косметически-парфюмерных изделий необходимо соблюдение температурных режимов в местах, недоступных попаданию прямых солнечных лучей. Особым товаром, для реализации которого, безусловно, требуется наличие полного пакета документов, подтверждающих качество и безопасность, являются детские товары.

Что же касается других товаров, в частности, которые были в употреблении и могут свободно и безусловно реализовываться на рынках, - то для их реализации достаточно только соблюдения элементарных санитарно-гигиенических требований. Конечно, при этом субъект предпринимательской деятельности не освобождается от своей конституционной обязанности платить налоги, и обязан учесть доход, полученный от реализации такой продукции, и уплатить с него налог. Вместе с тем, учитывая несовершенство действующего законодательства, не будет считаться нарушением, например, когда предприниматель, реализующий бэушные товары, составит акт, согласно которому все товары на его прилавке «были найдены на дороге, владельца добросовестно разыскивали, но не нашли...», потом проведет оценку найденных товаров, согласно с которой их цена составляет 20 гривен, а продаст эти товары за 19 гривен. Гарантирую, в таком случае власть (узнавая методы) решит больше не трогать таких умников.

Кроме того работники, например, УБОПа (проводившие ряд недавних проверок), как и работники любых других контролирующих органов, не всемогущи, как бы им этого ни хотелось, поскольку ограничены в своих правах определенными нормативными актами. Превышение же служебных полномочий приводит к негативным последствиям для виновных служебных лиц в виде уголовного преследования.

Поскольку работники УБОПа, проверявшие в январе торговые точки на киевских рынках, не могли не знать о действующих Правилах торговли на рынках (которые фактически дают право субъектам предпринимательской деятельности осуществлять торговлю на рынке и без наличия первичных документов на товар, за исключением определенной группы товаров, в частности всех детских товаров), такая деятельность (при условии, что наша страна действительно является правовым государством) должна заинтересовать органы прокуратуры.

В завершение хочу сказать, что не следует бояться отстаивать и защищать свои права. Тем более что действующее законодательство содержит огромное количество разногласий и пробелов, и нужно только знать свои права и уметь ими пользоваться. Кроме того, к счастью, никто еще не отменил конституционно гарантированное право на судебную защиту.