UA / RU
Поддержать ZN.ua

РОВЕСНИКИ НЕЗАВИСИМОСТИ

Последнее 10-летие прошедшего тысячелетия оказалось не просто щедрым на события в нашей стране, оно стало определяющим в закладке устоев новейшей истории нового государства мира — нашей с вами Родины...

Автор: Дмитрий Притыка

Последнее 10-летие прошедшего тысячелетия оказалось не просто щедрым на события в нашей стране, оно стало определяющим в закладке устоев новейшей истории нового государства мира — нашей с вами Родины. Системе арбитражных судов выпало стать ровесниками независимости Украины и вместе с ней пройти весь путь глубинных трансформаций общественных, политических, государственных, экономических и правовых институтов.

Десять лет — достаточный срок, чтобы проанализировать накопленный опыт, осознать ретроспективу, выделить основные этапы нашей деятельности. Арбитражные суды возникли на фундаменте, заложенном органами государственного арбитража, и обогащенные опытом многих поколений арбитров. Они выкристаллизовались сегодня в специализированную судебную систему, обеспечивающую не только защиту экономических интересов каждого хозяйствующего субъекта и народного хозяйства в целом, но и активно влияющую на формирование новых экономических отношений в государстве. За годы существования органы арбитражного судопроизводства в качестве специализированной системы органов судебных властей рассмотрели около одного миллиона дел, подавляющее большинство которых связано с имущественными требованиями. К хозяйственному обороту субъектов экономических отношений возвращены средства, сумма которых эквивалентна 24 миллиардам гривен. Только за последние пять лет за рассмотрение судебных дел уплачено заявителями и присуждено к взысканию в государственный бюджет таможенной пошлины на сумму 660 млн. грн., свыше 15 млн. долларов США, 346 тыс. немецких марок и немало другой иностранной валюты. Кроме этого, в доход государственного бюджета взыскано свыше 20 миллионов штрафных санкций за нарушение требований действующего законодательства.

Динамика показателей судейско-арбитражной статистики характеризует не только активность арбитражных судов в решении хозяйственных конфликтов, их нагрузку и уровень доверия к ним в нашем обществе, но и в значительной степени отражает состояние экономики государства в целом и экономических правонарушений в частности. Деятельность арбитражных судов обусловлена экономическими факторами и всегда была адекватна экономическому развитию государства.

2000 год, как и прогнозировалось, оказался для Украины переломным в экономической динамике. После затяжного кризиса наблюдается реальный рост основных макроэкономических и отраслевых параметров. Активизация хозяйственной деятельности обусловила увеличение количества конфликтов между субъектами хозяйствования. Количество дел, рассмотренных в прошлом году, достигло почти 158 тыс. и не только на 17% превысило уровень 1999 года, но и на 67% было выше соответствующего показателя 1992-го. В прошлом году по решениям арбитражных судов подлежало возвращению в хозяйственный оборот 13,2 млрд. грн. Для сравнения прибавлю: за 1992 год этот показатель составлял лишь 2,8 млрд. грн., за 1999-й — 3,2 млрд. грн.

Последние годы деятельности арбитражных судов характерны не только постоянным ростом количества хозяйственных споров, но и их сложностью, резонансностью, а также социальной весомостью рассматриваемых дел.

Постоянное увеличение количества убыточных предприятий обусловило накопление в арбитражных судах дел о банкротстве. Особенность и сложность процессуального режима производства в делах этой категории, социальные проблемы и последствия, связанные с применением правового института банкротства, не имеют аналогов за всю историю существования арбитражных судов.

Лишь за последние пять лет признаны банкротами 22,1 тыс. предприятий; 14,7 тыс. дел этой категории закончились производством с утверждением ликвидационного баланса. Тем не менее ни одна из приведенных цифр не может передать социального напряжения, вызванного банкротством и ликвидацией предприятия. Это и безработица тысяч людей, и отчаяние обманутых граждан, которые не всегда могут и хотят понять содержание фразы в Законе Украины «О банкротстве» — «имущественные требования считаются погашенными».

Только за последние пять лет арбитражные суды признали недействительными 21,3 тыс. актов, выданных органами государственной власти вопреки своей компетенции или с нарушением требований действующего законодательства.

На протяжении всего времени своего существования арбитражные суды постоянно находились в эпицентре всех социальных проблем нашего общества. С 1997 года Высший арбитражный суд Украины ввел оперативный контроль за состоянием рассмотрения дел, связанных с поступлениями денежных средств в государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. В течение 1997—2000 годов арбитражные суды закончили производство 99,4 тыс. таких дел. По результатам их рассмотрения присуждено к взысканию в государственный бюджет и государственные целевые фонды 4,3 млрд. грн.

Особенно актуальными в последние годы стали споры с участием органов ГНА, как непосредственно связанные с выполнением доходной части государственного бюджета. Их количество из года в год постоянно растет. В прошлом году каждое десятое дело из рассмотренных было связанно с применением налогового законодательства. Практика свидетельствует: в большинстве своем споры между плательщиками налогов и налоговиками возникают вследствие неодинакового подхода к оценке тех или иных положений законодательства о налогах. Между тем это законодательство довольно несовершенное, динамичное и сложное для практического применения как субъектами предпринимательства, так и работниками налоговых органов.

Для обеспечения квалифицированного и оперативного рассмотрения дел наиболее актуальных категорий в арбитражных судах проведены необходимые структурные изменения. В соответствии с указами Президента Украины, в апреле 1998 года в составе арбитражных судов образованы специальные коллегии по рассмотрению дел о банкротстве, а в августе 1999 года — коллегии по рассмотрению дел о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей, способствующие повышению эффективности судебной защиты участников экономических правоотношений, в том числе и государства как гаранта обеспечения выполнения социальных программ.

В условиях противоречивых тенденций в экономике и нестабильности законодательной базы арбитражным судам удалось решить свыше 98% споров на надлежащем профессиональном уровне и в соответствии с законом. Количество измененных и упраздненных процессуальных документов на протяжении 1992—2000 годов не превышала 1,7% общего количества рассмотренных дел.

Наличие именно этих процентов обусловлено наиболее спорными, наиболее резонансными делами, к которым приходилось неоднократно возвращаться, иногда даже изменять решения на противоположное, но не из-за конъюнктурных, а тем более политических, соображений, как это иногда освещают в средствах массовой информации с подачи недовольной стороны, а потому, что они осложнены противоречивыми и запутанными отношениями или связаны с несовершенством правового регулирования.

Так, в частности, неоднократно приходилось решать споры, связанные с применением льгот для иностранных инвесторов и перераспределением собственности, возвращением отдельных объектов или части акций в государственную собственность. Именно результаты рассмотрения этих дел, касающиеся больших материальных ценностей, иногда вызывают отрицательные оценки действий суда. Обжалование судебных решений обусловливает дополнительную проверку оснований для их принятия на соответствие требованиям действующего законодательства.

Деятельность арбитражных судов не ограничивается только решением конкретных споров. Арбитражное судопроизводство позволяет проявить как проблемы применения законодательства, так и пути его усовершенствования. Одно из наиважнейших направлений деятельности арбитражных судов — усовершенствование правового регулирования экономических правоотношений. В этом аспекте первоочередное значение приобретают анализ и обобщение судебной практики решения споров и применение законодательства в процессе рассмотрения дел. Особенно повышается актуальность этого направления работы в условиях коллизийности законодательства. Еще Шарль Монтескье в своем труде «О духе законов» писал, что деятельность судов не должна обусловливаться противоречием и неопределенностью законодательства. Именно в процессе решения споров наиболее ярко проявляются недостатки законов, не всегда заметные на подготовительной стадии разработки и во время принятия нормативных актов. Предложения относительно усовершенствования законодательства, вносимые Высшим арбитражным судом Украины за все время существования системы арбитражного судопроизводства, касаются всех наиважнейших аспектов экономической деятельности: приватизационных процессов, аренды, внешнеэкономической и совместной деятельности, кредитования, банкротства субъектов предпринимательства, заключения межгосударственных экономических соглашений и многих других, перечень которых не поместится в наш регламент.

С целью решения проблем правоприменительной практики, порожденных несогласованием действий различных ведомств, причастных к упорядочению экономических правоотношений, в феврале 1998 года Высший арбитражный суд Украины провел итоговый пленум с участием правоохранительных и контролирующих органов. Решение пленума стало определяющим в стратегии дальнейшего сотрудничества и координации деятельности арбитражных судов на местах со всеми, на кого возложена ответственность за правопорядок в государстве. Проведение общих итоговых совещаний с представителями правоохранительных и контролирующих органов, семинарских занятий и конференций, обмен аналитической информацией относительно недостатков в применении законодательства и качества подготовки исковых материалов стало неотъемлемой частью повседневной работы арбитражных судов. О целесообразности и своевременности принятых мер свидетельствует существенное повышение уровня удовлетворения исковых требований за последние годы. Например, если в 1997 году в судебном порядке удовлетворялось лишь 20,6% исковых требований, то в 2000-м этот показатель составлял уже 58,%.

Отдельное направление сотрудничества арбитражных судов с правоохранительными органами — работа по выявлению преступлений в сфере экономики. По сообщению арбитражных судов, следственные органы внутренних дел и прокуратура возбудили ряд уголовных дел против должностных лиц, совершивших тяжкие преступления, в том числе уклонение от уплаты налогов в особенно крупных размерах, хищение государственного и коллективного имущества в особенно крупных размерах, а также должностной подлог, подделка документов и прочие.

Украина вступает в новую фазу своего развития, характеризующуюся расширением спектра рыночных преобразований, поиском новых эффективных методов достижения конкурентоспособности в мире, созданием нового механизма международного партнерства нашего государства в глобальных процессах современности. И почетную задачу арбитражных судов я вижу в том, чтобы они стали эффективным рычагом государственного механизма, способствующим укреплению нашего государства и усилению авторитета Украины в мировом сообществе.