UA / RU
Поддержать ZN.ua

РОЛЬ АЛЬТРУИСТИЧЕСКОГО НАКАЗАНИЯ В ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

С точки зрения ученых, социализация человека заключается в его более высокой, по сравнению с животными, готовности служить общему благу, кооперироваться с представителями других семей, помогать посторонним...

Автор: Оксана Приходько

С точки зрения ученых, социализация человека заключается в его более высокой, по сравнению с животными, готовности служить общему благу, кооперироваться с представителями других семей, помогать посторонним. И только недавно выяснилось, что не менее важную роль в социализации человека играет стремление, а может, даже и потребность наказывать тех, кто нарушает социальные нормы и приличия, ставя тем самым под угрозу социальную гармонию. Бесспорно, побуждение к карательному действию из чувства мести или корысти ради по-прежнему выглядит низменным и неразумным. Однако, как выяснили психологи, нередко акт наказания не только не приносит поборнику справедливости никакой видимой выгоды, но и требует от него определенных издержек. Вот такие действия специалисты и называют альтруистическим наказанием и утверждают, что оно, вполне возможно, сыграло решающую роль в прогрессирующей эволюции человеческого общества.

В статье, опубликованной в январском номере журнала Nature, швейцарские ученые Эрнст Фер и Симон Гечтер сообщают о результатах своей экспериментальной работы, посвященной исследованию феномена альтруистического наказания. Для этого группе из 240 студентов предлагалась серия экспериментов с реальными денежными ставками, которые могли существенно обогатить стесненных в средствах молодых людей. По условиям эксперимента каждый участник получал начальную сумму в 20 денежных единиц «одним куском». После этого ему предлагалось сыграть серию игр с тремя другими участниками, состав которых все время менялся. При этом каждый участник сам определял сумму, которую он выделяет на общие нужды и которая после игры делилась между всеми участниками. Естественно, чем большую щедрость проявлял каждый участник, тем в большем выигрыше оказывалась группа в целом. Однако при этом существовал риск, что некоторые участники постараются поживиться за счет других. Правда, у остальных участников была возможность наказать таких дармоедов, но для того, чтобы оштрафовать такого «сачка» на три единицы, нужно было выложить одну единицу из собственного кармана. Таким образом, добропорядочные члены «сообщества» должны были выражать свое возмущение эгоизмом своего напарника за свой собственный счет.

Результаты эксперимента оказались поразительными. Во-первых, экспериментаторов удивила частота применения наказания — 84 процента участников заплатило из своего кармана за наказание провинившегося как минимум один раз, 34,3 процента наказывали «шаровиков» пять и более раз, и, наконец, 10 процентов проявили принципиальность себе в убыток десять и более раз. При этом суммы, которых они в результате не досчитались из любви к справедливости, оказались достаточно существенными. Особенно по студенческим меркам.

Еще более удивительным оказался другой результат эксперимента. Часть игр участники проводили в условиях запрета на применение наказания. Оказалось, что в этом случае кооперация между отдельными участниками резко ослабевала и в результате с каждым последующим раундом сумма общих денег становилась все меньше и меньше. Однако при снятии запрета на наказание личные взносы в общий фонд опять начинали стремительно расти и кооперация между отдельными членами набирала все больший размах.

В конце эксперимента ученые попросили участников оценить силу своих эмоций по отношению к «сачкам» по семибалльной системе, от «мало волнует» до «очень сердит». 84 процента оценили свое эмоциональное отношение в пять баллов и выше. Это тем более показательно, что, по мнению самих участников, проявлять снисхождение к провинившимся и усмирять свой гнев считается гораздо более достойным.

Эти результаты уже получили весьма любопытные комментарии. Сам Эрнст Фер подчеркнул: «Альтруистическое наказание является очень мощным стимулом установления долговременного сотрудничества. Каждый гражданин в определенном смысле слова является полицейским в миниатюре. Существует такое множество социальных норм, что мы следуем им практически подсознательно, и они еще более усиливаются моральным порицанием, которого мы ожидаем в случае нарушения этих норм». А Дэвид Слоун Вилсон, специалист по эволюционной биологии Нью-Йоркского университета, автор книги «Эволюция и психология альтруистического поведения», развивает эту мысль дальше: «Как только вы осознаете наказание как форму альтруистического поведения, вы воспринимаете человека, который не стремится наказать саботажника, как того же саботажника, только в другом роде».

по материалам International Herald Tribune