UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЕЖИССУРА МАСШТАБНЫХ КАТАСТРОФ

Политика — театр, а политики — в нем актеры. Но влезть на сцену пытаются не только из-за кулис, но и из зрительного зала...

Политика — театр, а политики — в нем актеры. Но влезть на сцену пытаются не только из-за кулис, но и из зрительного зала. Не только профессиональные актеры и актеры-самоучки, но и рабочий персонал театра, зрители.

Театр начинается с вешалки, а Украина — с таможни. И вешалка попытается исполнить главную роль на политической сцене в ближайшее время.

Государственная таможня начала активно вмешиваться в законодательный процесс. Пытаясь охватить как можно больше властных ресурсов и избежать ответственности, она требует расширения своих полномочий.

Со сменой главы ГТС начались большие подвижки в направлении расширения сфер влияния и снижения контроля над ведомством. Н.Каленский претендует на роль постановщика грандиозного действа с участием той самой злополучной вешалки.

Заявления Николая Николаевича о расширении полномочий таможни в оперативно-розыскной деятельности, намеки на возможность более качественного исполнения «чужой» работы свидетельствуют не только о желании заполучить полномочия СБУ и МВС, но и о попытке аккумулировать ресурсы власти в одном ведомстве.

Если этот прецедент все же будет иметь место, то возникает резонный вопрос: какие же ведомства следующими станут в очередь безработных?

Неужели ВР?

Одним из основных направлений деятельности таможенников в законотворчестве стало лоббирование в проекте бюджета Украины поправки, которая отменит льготы на ввоз сырья для инвестиционных проектов. Негативный эффект от принятия бюджета с данной поправкой отразится на многих производителях. Схемы достижения «эффекта» в понимании таможни отличаются от реального экономического «эффекта» для отечественных производителей. Сырьевая база Украины не позволяет отказаться от завоза импортного сырья. Недозагрузка производств повлечет за собой нецелесообразность инвестирования и развития собственной сырьевой базы, т.к. импорт готового сырья станет более выгодным для предпринимателей.

Приведем схему экономического эффекта от законодательной инициативности таможни на примере мясоперерабатывающей промышленности.

В случае принятия поправки по отмене льгот на ввоз сырья для отечественных предприятий закупочная цена сырья повышается. Соответственно цена на производимый ими товар тоже повышается. Высокая цена товара отталкивает потребителя, который не может заплатить половину своей зарплаты за один килограмм мяса или колбасы. Таким образом, потребитель пересматривает собственный рацион, а объемы производства соответственно снижаются. Предприятие становится убыточным, нерентабельным. Оно перестает платить налоги, и поступления в казну государства существенно снижаются. Люди лишаются рабочего места.

А в это время магазины и рынки заполняются готовой продукцией из-за рубежа. Спекулянты зарабатывают огромные деньги, завозя дешевую продукцию низкого качества и устанавливая цены. Работники зарубежных мясокомбинатов получают зарплату, а прибыльный за счет поставок в Украину мясокомбинат платит налоги в бюджет своей страны.

Вот такая достаточно простая схема «экономической выгоды государства».

Так чей же бюджет разрабатывает г-н Каленский?

Под прикрытием защиты отечественного производителя сырья таможенники могут пополнить бюджеты собственных семей. Ведь давно известно, что таможня — самое коррумпированное ведомство.

Логика руководства таможни проста и примитивна. Пока сырье ввозится по льготному налогообложению, на нем невозможно заработать лично. Высококачественное сырье с надлежащим документальным оформлением проходит спокойно через границу, не оставляя после себя характерный зеленый цвет долларов в карманах таможни.

Для кардинального изменения ситуации таможенники решили обратиться за помощью в бюджетный комитет Верховной Рады. Цель лоббирования созданной поправки к проекту бюджета на 2003 год по отмене льгот на налогообложение заключается в том, чтобы государство официально запретило подобный «беспредел» льготников. Г-н Каленский как гениальный современный постановщик решил таким образом инсценировать требования простых таможенников-трудяг о повышении зарплаты.

Подобный «сюрприз» для предпринимателей, чьи корабли уже стоят в украинских портах, остается вопросом времени. Но таможня, что вполне естественно, делает все возможное, чтобы вопрос времени превратился в вопрос денег. Скоропортящееся сырье проще, дешевле и быстрее можно перевезти контрабандно, заплатив представителям «славного» ведомства. Но вопрос принципа и эффективности будущей работы, экономического и политического будущего страны стоит сейчас на карте.

Удастся ли режиссеру-постановщику со стажем в КРУ «поставить» пьесу «Голод в Украине»? И еще — это вопрос времени или денег?