Международная организация Transparency International, поставившая перед собой высокую цель бороться с коррупцией в глобальном масштабе, рейтинги коррумпированности стран публикует уже достаточно давно. Однако осознание той истины, что ответственность за коррумпированность государственных служащих несет как сторона, принимающая взятки, так и сторона, их предлагающая, заставило представителей этой организации подготовить рейтинг готовности сотрудников транснациональных компаний предлагать взятки чиновникам наиболее коррумпированных стран. Результаты исследования, проведенного путем анонимного опроса 800 госслужащих высокого ранга в 14 странах с зарождающимися рыночными отношениями (в основном в Африке и в Восточной Европе) в отношении того, от представителей каких развитых стран с наибольшей вероятностью можно ожидать предложения взятки, оказались более чем неожиданными. Абсолютным чемпионом среди взяткодателей стал Гонконг, который ранее прославился как наименее коррумпированная страна в мире. За ним, голова в голову, следуют некогда грозные азиатские тигры, среди которых не случайно затесалась Италия. За исключением последней, в большинстве этих стран взяточничество в пределах собственной страны не относится к наиболее распространенным национальным традициям.
Не меньшее недоумение вызвал и тот факт, что рейтинги готовности платить взятки у США и Германии оказались идентичными и отнюдь не низкими. В то время как в США предложение взятки за пределами страны квалифицируется как преступное деяние, а в Германии не только не преследуется законом, но даже и ведет к пониженному налогообложению (чуть ли не проходит по статье накладных расходов).
Еще одним обескураживающим открытием стало то обстоятельство, что, несмотря на растущее внимание к этой проблеме и набирающее все больший размах антикоррупционное движение, масштабы коррумпированности за последние годы значительно возросли. Объясняется такой парадокс в первую очередь ростом объемов транснациональной торговли по мере снижения тарифов и устранения барьеров для иностранных инвестиций в Восточной Европе и Южной Африке. Именно поэтому ОЭСР приняла в этом году специальную антикоррупционную конвенцию, которую ратифицировали далеко не все страны. Впрочем, в рейтинге готовности платить взятки страны, ратифицировавшие эту конвенцию (например, Япония), стоят рядом со странами, конвенцию еще не ратифицировавшими (Франция).
Тот факт, что в США за 20 лет, прошедших с момента принятия закона о юридической ответственности за предложение взяток иностранным чиновникам, было выдвинуто всего 50 обвинений по данной статье, свидетельствует о том, как трудно организовать эффективную систему борьбы с коррупцией за рубежом. Поэтому инициатива США и стран Западной Европы, которые могут похвастаться неплохими результатами в борьбе с коррупцией в своих собственных странах, проводить взаимный мониторинг усилий друг друга использовать «смазочные материалы» в странах с развивающимися экономиками, заслуживает внимания. Видимо, поговорка про былинку в чужом глазу имеет свой аналог и на других языках.
По 10-балльной системе в
0 баллов чиновниками оценивалась наивысшая вероятность предложения взятки со стороны представителей компаний из каждой конкретной страны, в 10 баллов - наименьшая вероятность.
1. Китай
(включая Гонконг) 3,1
2. Южная Корея 3,4
3. Тайвань 3,5
4. Италия 3,7
5. Малайзия 3,9
6. Япония 5,1
7. Франция 5,2
8. Испания 5,3
9. Сингапур 5,7
10. США 6,2
Германия 6,2
12. Бельгия 6,8
13. Великобритания 7,2
14. Голландия 7,4
15 Швейцария 7,7
16. Австрия 7,8
17. Канада 8,1
Австралия 8,1
19. Швеция 8,3
Оксана ПРИХОДЬКО
по материалам International Herald Tribune