Эта история началась еще 10 января 2007 года, когда между предприятием «Харьковский центр реабилитации инвалидов правоохранительных органов» (далее - Харьковский центр) и предприятием «Киевский центр профессиональной, медицинской, трудовой и социальной реабилитации инвалидов» (далее - Киевский центр) был заключен договор о сотрудничестве. По его условиям, стороны договора должны были организовать самофинансирование за счет коммерческой деятельности на основе кредитных ресурсов, полученных под обязательства сторон. Говоря более понятным языком, к руководителям Киевского центра приехал штатный консультант Харьковского центра Александр Л. и предложил организовать выгодный бизнес по производству и переработке рапса, о перспективности которого высказывались в то время даже в правительстве Ю.Тимошенко.
Александр привез пакет документов, аргументированный и просчитанный бизнес-план. По его словам, организовать этот бизнес Харьковскому центру не под силу, поскольку нужны дополнительные кредитные средства под залог имущества. А у Киевского центра как раз такое имущество есть - здание в Подольском районе столицы по улице Фрунзе, 60 площадью около тысячи квадратных метров.
Идея руководителям Киевского центра понравилась, и господин Л. получил добро на переговоры с банком. Ближе к середине 2008 года ОАО «VAB Банк» в Харькове выдало искомый кредит на сумму около 5 млн. грн. Ссуду харьковское отделение банка предоставило в гривнях под 16% годовых. Руководство филиала сослалось на недостаток гривневой массы и выдало деньги в евро. Получателям в принципе было все равно, поскольку в договоре было четко указано, что возвращать кредит нужно равными долями на определенную сумму в любой валюте. То есть вполне конкретная зафиксированная сумма в гривне.
Тем временем Александр предлагает новый бизнес, но уже в Киеве, - крупную станцию техобслуживания, заявляя о готовности привлечь 12,7 млн. грн. Руководителям центра говорит, что первый транш в 5 млн. грн. он готов предоставить уже в ближайшее время - необходимы только гарантии и расписка физлица (сославшись на волокиту, связанную с предоставлением денег предприятию он решил передать их физлицу). Ему поверили, и необходимые бумаги (включая договор поручительства и расписку на конкретного человека) дали. Прошла неделя, вторая, месяц, три - обещанные деньги не поступили. В ответ на вполне резонные вопросы о причинах Александр сослался на возникшие трудности и сообщил, что проект останавливается. Расписку не вернул, сообщив, что «потерял ее», но написал новую - об отсутствии финансовых претензий.
Тут грянул кризис, и начались чудеса. Банк обратился к заемщику с требованием переподписать кредитный договор в связи с резко изменившимся курсом евро. Заемщик, имея на руках договор с зафиксированной и вполне конкретной суммой в гривне, вполне логично отказался подписывать бумаги на большую сумму. Начались суды.
Уже в феврале 2009 года от ОАО «VAB Банк» в Киевский центр поступает претензия как к имущественному поручителю по кредитному договору о возвращении кредитных средств в счет погашения обязательств по кредитному договору Харьковского центра, а затем и исковое заявление о взыскании долга и кредита с начисленными штрафными санкциями.
Это стало причиной обращения Киевского центра в суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве путем возобновления его платежеспособности через процедуру санации предприятия (чтобы обеспечить на время процедуры неприкосновенность имущества). Александр в этот момент предлагает кандидатуру адвоката Р. в качестве арбитражного управляющего в процедуре санации Киевского центра. Никто не возражает.
Тем временем основатель Киевского центра, не соглашаясь с претензиями и требованиями банка по взысканию заложенной недвижимости в судебном порядке, оспаривает кредитный договор. В результате длительных судебных разбирательств договор таки был признан недействительным. Вот здесь всплывает та самая «потерянная» расписка. Предъявив которую в суде, мнимый «кредитор» получил подтвержденный судом долг и тут же переуступил его некому И.Радыку. Более того, когда руководство Киевского центра, не ведая о происходящих в харьковских судах событиях, обращается с заявлением прекратить процедуру санации в связи с отсутствием должников, вдруг выясняется, что по инициативе адвоката Р. уже давно идет процедура ликвидации, а имущество продано за долги. По закону ликвидатор в течение пяти дней обязан сообщить коллективу о ликвидации предприятия, забрать печати, документы, закрыть счета и т.д. Ничего этого не было сделано - предприятие работало еще полгода, находясь уже в «чужом» помещении.
В начале июня 2011 года Червонозаводской райотдел Харьковского горуправления милиции ГУМВД Украины в Харьковской области возбудил уголовное дело по ч. 4 ст. 190 и ч. 3 ст. 358 УК Украины в связи с завладением средствами предприятия «Киевский центр профессиональной, медицинской, трудовой и социальной реабилитации инвалидов» в особо крупных размерах и использования поддельных документов, что повлекло тяжкие последствия. В результате незаконных действий группы лиц, недвижимое имущество общей площадью 916 кв. м., которое находится в Киеве и за счет которого получаются доходы и обеспечивается работа основателя Киевского центра - Общественной организации «Координационный совет городских общественных организаций инвалидов города Киева», незаконно и безосновательно продано в результате мошеннических действий группы лиц.
Как указывают следователи, неустановленные лица по предварительному сговору в период времени с 01.10.2010 г. по 21.05.2011 г., достоверно зная, что по договору ссуды Александра нет никаких претензий ни физлицу, ни к Киевскому центру в связи с прекращением договорных обязательств в связи с их выполнением, действуя преднамеренно, предоставили в суд недостоверную информацию, в результате чего Александр Л. не был исключен из реестра кредиторов Киевского центра в деле о банкротстве. В дальнейшем на основании предоставленных недостоверных документов на выполнение постановления Хозяйственного суда Харьковской области от 04.04.2011 года по делу о банкротстве Киевского центра ликвидатором внесены сведения о замене кредитора с аналогичными денежными требованиями. И сразу же, через три дня, 7 апреля 2011 года ликвидатор реализует недвижимое имущество Киевского центра за 4,4 млн. грн., удовлетворяя требования кредитора.
В любом случае это не конец данной детективной истории, связанной со странной сменой владельцев недвижимости площадью 1000 кв. м на Подоле в Киеве, которая была едва ли не единственным «хлебом» для организации инвалидов.
В поддержку общественной организации инвалидов выступили 48 народных депутатов разных фракций, к которым с официальными письмами обратилась «Международная лига защиты прав граждан Украины», а также экс-уполномоченный по правам человека Нина Карпачева.
Сегодня задача заключается в том, чтобы вернуть это имущество и защитить права более 43 тысяч инвалидов. 8 июня по требованию прокуратуры милиция возбудила уголовное дело. Была создана оперативно-следственная группа в составе восьми сотрудников (следователи, а также работники ОБЭП и УБОП), которая занимается расследованием этого дела. Оно возбуждено по части 4 ст. 190 и ч. 3 ст. 358 - мошенничество, осуществленное группой лиц, и подделка документов.