UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЭКЕТ В БЕЛЫХ ВОРОТНИЧКАХ

Объясняя инвестиционную непривлекательность украинской экономики, авторитетные аналитики выдел...

Автор: Сергей Крюков

Объясняя инвестиционную непривлекательность украинской экономики, авторитетные аналитики выделяют три основных фактора: неурегулированное законодательство, политическую нестабильность и высокий уровень коррупции. Не будем спорить, все они имеют место в нашем многострадальном отечестве. Но!

Скажем, Китай — наиболее емкая по иностранным инвестициям страна, в экономику которой ежегодные финансовые вливания давно уже зашкалили за 50 миллиардов долларов, — конституционно узаконила частную собственность совсем недавно, пару месяцев назад, тогда как мы начинали реформацию именно с этого шага.

Азербайджан вот уже более десяти лет из-за Нагорного Карабаха фактически находится в состоянии войны с Арменией. Тем не менее азербайджанская экономика от недостатка иностранных инвестиций не страдает, получила и продолжает их получать в десятки, если не в сотни раз больше, чем Украина.

Что касается коррупции (лат. corruptio — подкуп), то на фоне грандиозных скандалов вокруг финансовой нечистоплотности общественно-политических деятелей и государственных чиновников в США, Франции, Германии, Италии, Южной Кореи, Японии — мировом оплоте рыночной демократии — явно меркнет ореол отечественного коррупционера № 1 Павла Лазаренко. Тем не менее, тамошний инвестиционный процесс протекает в обычном для стран золотого миллиарда режиме.

Я это к тому, что в Украине существует фактор, стыдливо умалчиваемый доморощенными аналитиками и брезгливо не замечаемый иностранными экспертами. Речь — о рэкете (англ. racket — вымогательство, запугивание, насилие, шантаж), который без натяжек можно назвать государственным. Ибо при вполне естественном для рыночной экономики перераспределении собственности на средства производства у нас в основном используются не фондовые биржи и подобные им инструменты, а властные структуры, прежде всего силовые. Как по мне, именно государственный рэкет, ставший неотъемлемой составляющей экономической жизни страны, отводит мировые финансовые потоки от границ нашей державы…

Дела не так давно минувших дней

Одна из первых, получивших широкую огласку и определенный общественный резонанс, апробаций технологии государственного рэкета, помнится, произошла весной уже далекого 1995 года. Под раздачу попал тогда системный банк «Відродження», который слыл карманным сейфом первого Президента молодой независимой державы — Леонида Кравчука. Наезд на столь почтенное финансовое учреждение осуществили не бритоголовые братки с накачанными бицепсами в красных пиджаках, безнаказанно «крышевавшие» во времена романтических надежд на рыночную демократию пионеров отечественного предпринимательства, а лица в респектабельной форме Министерства внутренних дел.

Вся операция началась с ареста по надуманному поводу председателя правления КБ «Відродження» Анатолия Скопенко. И хотя прокуратура закрыла дело за отсутствием состава преступления и через четыре месяца первого арестованного в стране банкира выпустили на свободу, этого времени вполне хватило заказчикам для того, чтобы «раздеребанить» крупнейший в Украине акционерный банк подчистую.

Пару слов о генеалогии явления. Первые шаги в этом направлении, как мы уже отметили, делала наша доблестная милиция, потеснив из городов и весей бритоголовых «авторитетов». Затем в процесс включилась прокуратура. Но важнякам из генпрокуратуры не хватало опыта и бульдожьей милицейской хватки, и некоторые дела, возбужденные надзорным ведомством, рассыпались с громоподобным грохотом горных лавин.

Провальной, например, оказалась попытка захвата ЗАО «Борщаговский химфарм завод (БХФЗ), против каждого из восьми (!) членов правления которого прокуратура возбудила уголовные дела. Был даже выписан ордер на арест гендиректора. Заказчик всей этой бодяги — промышленно-финансовая олигархическая группа, контролирующая украинский импорт лекарственных средств и препаратов, — через двух международных аферистов (одесского, к слову, происхождения) умудрилась втянуть в разборки Госдеп США и некоторых заокеанских конгрессменов. Но все эти усилия лопнули как мыльный пузырь, стоило нашему Президенту Л.Кучме посетить предприятие.

Однако надо признать, что общий счет при захвате чужой собственности с применением госрэкета отнюдь не в пользу пострадавших.

Суровый запрос

В последнее время сильных мира сего явно заинтересовали молокозаводы. Надо полагать, в преддверии вовлечения пахотных земель в торговый оборот. Ведь плодоносящие гектары, как известно, приносят максимальную прибыль только тогда, когда выстраивается вертикаль: земля (точнее ее плоды, в том числе и молоко) — переработка — реализация.

Аффилированные с мощными иностранными компаниями фирмы нашим бизнес-акулам, видимо, не по зубам. Атакам подвергаются главным образом заводы в провинции, чудом поднявшиеся из руин реформации усилиями отечественных промышленников.

Нюансов здесь масса. В сумской области, например, для ограничения поставок молока неподдающимся захвату переработчикам широко применяется админресурс. В славном граде Запорожье частному владельцу, за свои кровные восстанавливающему буквально из пепла бывший гормолокозавод № 1, навязывают оффшорного соинвестора. Но при всех нюансах практически в каждом случае активно работают силовые структуры власти. А это — один из главных признаков государственного рэкета.

Осенью 2002 года, 7 ноября, в аккурат на годовщину Октябрьской революции, породившей рыцарей плаща и кинжала доселе невиданного в мире типа, СБУ обращением № 1621 предложила Кабмину произвести проверку выполнения государственной программы поддержки сельхозпроизводителей. Точнее, постановления правительства № 805 от 12 мая 1999 года, которым КМ обязал переработчиков всех форм собственности выплачивать крестьянам дотации к договорным ценам. Из средств, образующихся на счетах перерабатывающих предприятий в связи с нулевой ставкой НДС, предусмотренной законом для сдатчиков — производителей молока и мяса в живом весе.

Искать шпионов и диверсантов на молочных и сыроваренных заводах, равно как на мясокомбинатах и в колбасных цехах, естественно, никто не собирался. Что касается обеспечения экономической безопасности державы, то повод был. И не шуточный. Дело в том, что если перевести в поголовье дотации, которые мясопереработчики начисляли и якобы выплачивали крестьянам за якобы выращенных ими и пригнанных на убой буренок и телят, то украинское стадо крупного рогатого скота превращалось в крупнейшее на европейском континенте. В то время как статистика упрямо твердила обратное — о его стремительном сокращении.

Ларчик открывался просто. Наиболее продвинутые мастера колбас и копченостей оформляли живым весом импортную говядину, главным образом контрабандную. Проверка принесла свои плоды. Десятка полтора маститых мясных жуликов попались, что называется, на горячем. Переработчики же молока проходили во всей операции, можно сказать, прицепом. Но именно осенью 2002 года провинциальные сыроваренные и молочные заводы, независимые от иностранного капитала и отечественных финансово-олигархических группировок, стали получать первые «ненавязчивые» предложения в той или иной форме поделиться собственностью на средства производства, а значит, и прибылью с сильными мира сего. Этакое случайное совпадение.

Плата за независимость

Дотошные ревизоры КРУ практически на каждом проверенном предприятии обнаружили нарушения. Где-то неправильно делались бухгалтерские проводки. Где-то задерживались выплаты. Кто-то ну очень неохотно наполнял дотационные спецсчета. Написав акты и соответствующие предписания, ревизоры по долгу службы продолжали следить за исправлением обнаруженных недостатков. Замечу, что ГлавКРУ разослал своим подчиненным циркуляр, запрещающий трактовать дотационные деньги как бюджетные средства.

И все же по результатам проверки одно на всю страну уголовное дело по убойной для любого руководителя статье 210 п. 2 УКУ — нецелевое использование бюджетных (?!) средств в особо крупных размерах — СБУ возбудила. Против директора В.Гаркуши и главбуха С.Литвиненко Пирятинского сырзавода, на сегодня крупнейшего производителя твердых сыров и другой продукции в Украине под брэндом «Молочний шлях».

Справка

Пирятинский сырзавод.

Возраст — 30 лет.

Форма собственности —
коллективное предприятие.

Характеристика — лауреат конкурса «100 лучших
товаров Украины».

Количество работающих — 700.

Среднемесячная зарплата одного работающего — 696 грн.

Годовой объем производства — 110 млн. грн.

Суточная переработка (приемка) молока — 200 тонн.

Прибыль за 2003 г. —
11, 2 млн. грн.

Выплаченный налог на прибыль — 3, 2 млн. грн.

Дивиденды пайщиков (работников завода) + 13-я зарплата —
750 тыс. грн.

Прибыль, направленная на развитие производства, —
4,4 млн. грн.

Показательная деталь. Ревизор КРУ результаты проверки заактировал 28 марта 2003 года, при этом отметив, что предприятие скрупулезно выполняет постановление
№ 805 «О порядке начисления, перечисления и использования средств, направляемых для выплаты дотаций сельхозпроизводителям за проданные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе». Тем не менее, по прошествии восьми месяцев, 13 декабря прошлого года, следователь управления СБУ в Полтавской области С.Андриенко предъявил обвинение на основании именно этого акта. К слову, к тому времени действовал уже не только упомянутый циркуляр ГлавКРУ, но и разъяснение Минфина, в котором черным по белому написано: «Деньги, направляемые на выплату дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за проданные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе, в соответствии с п. 21 ст.11 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», являются льготой, которая не учитывается в доходах государственного бюджета».

Именно в это время вокруг Пирятинского завода начали кружить желающие прикупить контрольный пакет предприятия и получившие от членов правления и лично директора категорический отказ вести на эту тему какие-либо переговоры. Юмор, однако, в том, что форма собственности здесь является коллективной, паевой, то есть неделимой, а не акционерной, как в ОАО или ЗАО, и даже не долевой, как в хозяйственных обществах с ограниченной ответственностью. Другими словами, контрольного пакета акций или долей на Пирятинском сырзаводе не существует по определению. И, по действующему законодательству, свой пай ни рабочий, ни служащий, ни сам директор не имеют права продать кому бы то ни было. Хотя при разрыве трудовых отношений законом предусмотрено соответствующее денежное возмещение пая.

Кукловоды-заказчики

Вычислить, кого конкретно заинтересовал завод, не представляется возможным. Так называемые управления корпоративного финансирования коммерческих банков, посылающие в Пирятин соответствующие факсы, выполняя роль посредников, сведения о своих клиентах держат за семью замками. В роли засланных казачков выступают «доброжелатели», в большей или меньшей степени знакомые членам правления по молочному бизнесу. Например, бывший директор Миргородского молокозавода А.Шульгин, доведший доверенное ему предприятие до ручки. Сегодня он читает лекции студентам Полтавской сельхозакадемии. А еще Александр Маркович — частный предприниматель, позиционирующий себя на Полтавщине как экономический советник действующего губернатора. Совсем недавно на горизонте появились бизнесмены, работающие по венчурным схемам.

Идеи всех эмиссаров сводятся к одному: созданию структуры типа торгового дома или холдинга, удобной для вывода в тень финансовых потоков, идущих сегодня совершенно прозрачно для пайщиков через заводскую бухгалтерию. И все это на фоне прессинга по замкнутому кругу.

Организовали его «обиженные» (о них ниже) бывшие члены коллективного предприятия. Своими многократными обращениями к народному депутату Н.Карнауху, по случайному совпадению — бывшему сотруднику управления СБУ в Полтавской области и совладельцу ООО «Кий». Фирме, согласно регистрации, основным видом деятельности которой (опять же по случайному совпадению) является оптовая торговля твердыми сырами и сливочным маслом.

Не берусь утверждать, что высосанное из пальца уголовное дело против несговорчивых директора и главбуха спровоцировал народный депутат. Но то, что он держит его под своим контролем, не скрывает. А уж возможностей так или иначе влиять на правоохранительные органы, в том числе на прокуратуру и СБУ, у секретаря комитета ВР по борьбе с оргпреступностью и коррупцией, каковым уважаемый Николай Васильевич является, надо полагать, предостаточно. Вот и футболят чиновники, осуществляющие надзор за правоохранительными органами, один другому не без гадливости, но и без конкретного результата жалобы обвиняемых и всего трудового коллектива на антизаконное преследование.

Исполнители

Если кукловоды-заказчики остаются в тени, то марионетки-исполнители, естественно, на виду. По своей инициативе они действуют или по наущению, за вознаграждение известного толка, сказать трудно. К примеру, два пенсионера, посчитавших себя обделенными, засыпали местный суд резонансными, на первый взгляд, исками. О признании нелегитимным прошедшего три года назад общего собрания пайщиков, на котором вносились изменения в устав предприятия. О якобы незаконном избрании В.Гаркуши директором и т. п. Но стоило адвокатам ответчика добиться рассмотрения одного из заявлений не в местном, а в суде соседнего района — пенсионеры иск свой мгновенно отозвали.

Причина благоволения председателя райсуда С.Симоновой к истцам подобного толка (процессы в первой инстанции они неизменно выигрывают!) известна всему Пирятину. Как во всех маленьких городишках, межсемейные конфликты здесь — пища для базарных пересудов. Но ответ адвокатам проигравшей стороны на жалобу о трехмесячной задержке передачи апелляции по инстанции, подписанный Светланой Григорьевной, достоин цитирования: «...дела в апелляционный суд отправляются несвоевременно из-за отсутствия средств на почтовые отправления». Ну, нет денег на конверты и марки, хоть головой о стенку бейся!

Есть еще один «борец за справедливость» — И.Степанищев, некогда работавший на заводе заместителем директора по коммерции. Умудрился нанести прямой ущерб предприятию в размере 1 миллион 250 тысяч гривен. Именно на такую сумму не выполнили своих обязательств оптовые покупатели по контрактам, подписанным Игорем Евгеньевичем. Его контрагенты «неожиданно» оказались неплатежеспособными. В бизнесе, конечно, всякие неожиданности случаются. Но данную легко объяснить уже при самом поверхностном знакомстве с контрагентами Степанищева. ООО «Укринтерселл» уже четвертый год находится в розыске. Учредители ООО «Контур» и ряда других объявили себя банкротами и тут же создали целую пирамиду новых коммерческих структур. Третьи, например ООО «Брок-Фонд» и иже с ним, вообще с момента регистрации не предоставляли отчетности о своей финансовой деятельности в соответствующие органы. Даже начинающий налоговик из такого набора сделает вывод, что бизнес с подобными «коммерсантами» попахивает мошенничеством и вульгарной конвертацией. Сюда бы и направить усилия следователям СБУ и другим официальным борцам с оргпреступностью и коррупцией. Но...

Два года назад И.Степанищев увольняется по собственному желанию, признав в заявлении об уходе вред, нанесенный им предприятию. А 22 апреля 2004 года Пирятинский суд рассмотрел его иск о восстановлении на прежнем месте работы в прежней должности и... удовлетворил его! Спрашивается, зачем тогда существует КЗоТ Украины?

Однако охотники за Пирятинским сырзаводом далеко не дураки, чтобы в своих целях опираться исключительно на людей, мягко говоря, с подмоченной репутацией. Они прекрасно владеют методами использования официальных лиц и государственных организаций в своих целях. Зачастую, что называется, втемную.

Речь даже не о банальных взятках. А о продуманной системе травли, механизм которой запускается достаточно просто. В контролирующие органы направляются грамотные — по терминологии и содержанию — письма «трудящихся», обвиняющие руководство предприятия в семи смертных грехах. От выпуска вредных, чуть ли не ядовитых, для здоровья потребителей продуктов питания до треснувшего унитаза в соответствующем месте. И пошла плясать губерния! Неплановые проверки санэпиднадзора, Госпотребстандарта, налоговой, пожарных и прочая, и прочая... Показательно в нашем конкретном случае, однако, то, что проверяющие, как правило, уезжают с Пирятинского завода ни с чем. Но самое интересное, что реальные люди, якобы писавшие подметные письма, своей подписи под ними не признают. Контролеры об этом, естественно, даже не догадываются. Они всеми силами стараются честно отработать хлеб, который едят за счет налогоплательщика.

Те же из них, кто хочет еще и масла с икрой, частенько занимаются откровенной казуистикой, что на языке юристов именуется подлогом. В этом смысле показателен акт эмиссара управления доследственных проверок милиции ГНА в Полтавской области, налогового инспектора О.Гриневой. Анализируя бухотчетность по выполнению все того же постановления № 805, она написала следующее: «КП «Пирятинский сырзавод» за 2001, 2002 и 11 месяцев 2003 года начислено и фактически выплачено сельхозпроизводителям — сдатчикам молока дотаций 8 млн. 446, 2 тыс. грн.» А далее следует ну потрясающий вывод: «В связи с тем, что эти средства предназначены для выплаты сельхозпроизводителям молока, КП «Пирятинский сырзавод» должно увеличить кредиторскую задолженность перед ними за принятое молоко на 8 млн. 446, 2 тыс. грн.». То есть еще раз заплатить!

Только и эту цифру пришили к делу. Более того, человек, честность и порядочность которого лично у меня сомнений не вызывает, народный депутат Григорий Омельченко в телеэфире по каналу «1+1» назвал именно эту сумму — восемь с гаком миллионов, объявив эти деньги украденными руководителями КП «Пирятинский сырзавод» у наших бедных крестьян. Думается, что известного в стране борца с оргпреступностью и коррупцией просто подставили кукловоды-заказчики, проинформировав его должным образом. Точнее, дезинформировав.

И последнее. Уцепившись за эту цифру, следователь СБУ С.Андриенко со товарищи объездили поставщиков и вручили каждому распечатанные, как говаривали в старину, под копирку исковые заявления с прочерками, которые им и предложили заполнить реквизитами сельхозпредприятий и суммами, якобы недополученными за отгруженное на Пирятинский сырзавод молоко. По рассказам стариков-очевидцев, именно подобными методами чекисты заставляли клеветать коллег и сослуживцев на ни в чем не повинных людей, попадавших в итоге под жестокий каток сталинских репрессий. К нам что, черной памяти 37-й год прошлого столетия возвращается?

Уже не юмор, а зловещность ситуации в том, что до посещения сотрудников СБУ все как один поставщики пирятинских сыроваров буквально засыпали их благодарственными письмами за порядочность и честность во взаиморасчетах.

Именно присутствие в нашей жизни, прежде всего в экономической, государственного рэкета, анатомию которого я попытался осветить, делает ее ирреальной. Депутаты, которые от имени народа борются с оргпреступностью и коррупцией, пусть невольно, как в данном случае, но не так уж и редко льют воду на мельницу упакованных «зеленью» мошенников и коррупционеров. В поисках нецелевого использования несуществующих в природе бюджетных средств правоохранители тратят реальные деньги из госбюджета — и при этом стонут от их недостатка. Сколько же денег ежегодно расходуется в стране на заказные дела — не знает никто.

И все это официально оправдывается издержками перехода от тоталитаризма к демократии. Тем самым отечественная бюрократия самого высокого уровня освящает де-факто, как основной инструмент передела собственности, не существующий де-юре государственный рэкет. Ну не может же, в самом деле, Президент каждый раз лично вмешиваться и наводить порядок, как в случае с Борщаговским ХФЗ, при бандитских захватах чужой собственности!