UA / RU
Поддержать ZN.ua

Радары с большой дороги

Похоже, уже стало традицией, что новый руководитель области объявляет одной из главных задач наведение порядка в Госавтоинспекции...

Автор: Владимир Писковый

Похоже, уже стало традицией, что новый руководитель области объявляет одной из главных задач наведение порядка в Госавтоинспекции. Так было у предыдущего председателя ОГА, провозгласившего нещадную борьбу с владельцами привилегированных номерных знаков. А то ведь и правда, машин с номерами серии «МІ» на роскошных «мерседесах» и «лексусах» в регионе развелось столько, что невольно возникает неуемная гордость за техническую обеспеченность стражей правопорядка.

Деятельность часовых наших дорог не обошел вниманием и Евгений Червоненко. На шестнадцатый день пребывания в должности он изложил свое мнение и оценку их работы.

— Вчера я, когда ехал из Васильевки, видел несколько случаев. Где аварийное место — там никого. Но зато там, где замазана осевая, стоят гаишники и мучают «жирные» машины с крымскими и другими иногородними номерами. Подъехал к автовокзалу и увидел такую картину. Человек в форме — что-то среднее между казаком, спецназом и милицией — шмонал и брал все подряд у водителя маршрутки. На мой вопрос «Извините, что вы делаете, представьтесь, кто вы, какого рода войск?» он меня послал, извините. А когда увидел, что я, в принципе, большого телосложения, говорит: «Вон там начальники». И показал на милицейскую машину, в которой сидели три офицера, представившиеся сотрудниками ГАИ. Нагрудных знаков у них не было. Я говорю, вы зачем погоны надели, чтоб его охранять, кто это? «Ну, это, типа, общественник». Выйдите, говорю.

Подобные подходы народу, разумеется, нравятся. Ведь, чего греха таить, на бытовом уровне к «ментам» преимущественно не благоволят. И подчас — вовсе небезосновательно. Стоило, например, одному из бывших начальников областного ГАИ сменить мундир на штатское, став городским чиновником, как вскоре ему пришлось расстаться с должностью, так как он был уличен в коррупции. Предыдущий гаишный руководитель тоже «отличился». Да так, что областной прокуратуре пришлось возбудить против него уголовное дело по весьма красноречивым статьям УК: «Злоупотребление властью или служебным положением» и «Мошенничество». Стоит ли после этого удивляться, что сотрудники рангом пониже неизменно лидируют среди персонажей анекдотов. Поэтому если кто из водителей и симпатизирует инспектору ГАИ, так разве что киношному, в талантливом исполнении Сергея Никоненко. А вот к реальным, которые подстерегают у обочины с приборами, именуемыми в просторечии радарами, отношение, прямо скажем, далеко не из лучших. Тем более если они оснащены не старым отечественным «Барьером», а недавно принятой на вооружение усовершенствованной разработкой питерских инженеров, получившей название «Беркут».

Принцип его работы тот же, что и у предшественника, но разрешающая способность почти вдвое больше и предел измерения увеличен со 198 до 250 км/ч. А еще эта электронная штука мало того, что скорость измеряет, обозначая время нарушения, так еще и фиксирует номерной знак автомобиля. Единственным утешением для любителей быстрой езды пока остается лишь то, что «Беркутов» в Украине мизерное количество. В Запорожье, например, их восемь на всю область. Поэтому основным техническим средством контроля скоростного режима на дорогах по-прежнему остаются морально и физически устаревшие «Барьеры» — 2 и 2М.

Поскольку эти приборы находятся в сфере государственного надзора, они, как гласит Закон о метрологии, подлежат обязательной ежегодной поверке на соответствие техническим характеристикам. Из этого следует, что радар без оттиска клейма и свидетельства установленного образца попросту не пригоден к применению, его показания не являются основанием для предъявления претензий и, разумеется, каких-либо санкций. А коль в общей массе выявленных нарушений правил дорожного движения примерно каждое пятое — превышение скорости, проблема соответствия приборов нормативным требованиям представляется далеко не малозначительной.

Единственным в области учреждением, аккредитованным на поверку милицейских «Барьеров», является госпредприятие «Запорожский региональный государственный центр стандартизации, метрологии и сертификации». По словам сотрудников центра, если раньше поверка радаров была поставлена на поток, то в последние годы с подобными заказами запорожские гаишники практически не обращаются. Хотя, по мнению специалистов, отечественные радары, не отличаясь совершенством и надежностью, периодически выходят из строя. А значит, нуждаются в ремонте, после которого требуется внеочередная поверка. Впрочем, выполнить ее можно в любом другом центре, имеющем соответствующую аккредитацию. Однако, рассуждая здраво, совершенно непонятно: какой смысл обращаться за подобной услугой в другую область, если это влечет дополнительные затраты средств и времени? Но поскольку проверкой эксплуатации радаров центр не занимается, там лишь допускают, что с этой задачей успешно справляется ведомственный контроль. Впрочем, как выяснилось из неофициальных бесед, его эффективность все же вызывает сомнения. Некоторым сотрудникам центра — уже не как должностным лицам, а в качестве рядовых водителей — приходилось иметь дело с неповеренными и неопломбированными радарами, снабженными поддельными свидетельствами. Но все эти случаи остались без официальных последствий.

— С подобного рода жалобами водители к нам не обращались, — говорит заместитель директора центра Григорий Диденко. — Следовательно, у нас нет оснований предполагать использование нелегитимных приборов. В области эксплуатируется всего пять «Барьеров», сроки их поверок соблюдаются.

К столь же оптимистичной оценке склонны и в областном управлении ГАИ.

— Работа с неповеренными приборами запрещена, поскольку это довольно грубое нарушение, — пояснил заместитель начальника облГАИ Игорь Шарко. — Этот вопрос на постоянном контроле не только управления, но и департамента. Возможно, случается иногда, что сроки поверки упустили на неделю, десять дней. Но чтобы не поверяли вообще, такого нет.

И все бы хорошо, да только неувязка получается. На балансе у запорожских гаишников числится порядка 80 «Барьеров». Допустим, часть из них неисправна. Но ежесуточно на службу в области выходят около 50 нарядов, укомплектованных радарами. У восьми из них — «Беркуты», еще у пяти — поверенные в прошлом году «Барьеры». А остальные 37 какими, спрашивается, приборами пользуются?

Кстати, срок действия «Беркутов» истекает в ноябре этого года. Как быть с их освидетельствованием, пока не знает никто. Везти приборы на поверку в Киев нет смысла, а делать ее в Запорожье — нет возможности. Местный центр попросту не располагает необходимой для этого аппаратурой и приобретать ее ради контроля восьми приборов не собирается. Предприятие-то хозрасчетное, а измерительная техника немалых денег стоит.

Вряд ли кто-то станет отрицать необходимость контроля за безопасностью движения. Поскольку уровень аварийности на наших дорогах, к сожалению, традиционно слишком велик. Вопрос лишь в том, какие методы и средства способны эффективно повлиять на его снижение? Ужесточение мер наказания за совершенные нарушения, как это предлагает милицейское ведомство? Возможно, хотя и весьма сомнительно. Ведь, как показывает практика, даже самые суровые репрессии вовсе не гарантируют торжество правопорядка. Как, кстати, и действующий с прошлого года ведомственный приказ, согласно которому остановка инспектором ГАИ каждого нарушившего правила автомобиля неизбежно влечет за собой составление протокола. Без каких-либо предупреждений, нравоучений и прочих профилактических мер. Некоторые склонны считать, что таким образом гаишники выполняют план по штрафам. Подобное утверждение милицейское руководство расценивает не иначе как досужий вымысел. Правда, при этом никто не отрицает, что показатели работы стражей правопорядка оцениваются в сравнении с предыдущим периодом. Так вот, исходя из этого критерия, запорожские гаишники в прошлом году сработали значительно хуже, чем в 2004-м. За 11 месяцев ими выявлено около 150 тысяч нарушений правил дорожного движения, или на 27% меньше, чем за предыдущий период. Но, как ни странно, количество учтенных дорожно-транспортных происшествий в регионе осталось практически неизменным. И это при том, что место начальника областного ГАИ четыре месяца оставалось вакантным. Слишком уж любопытная взаимосвязь просматривается, причем настолько явная, что в перманентном процессе наведения порядка в работе Госавтоинспекции ее невозможно не заметить даже при очень большом желании.