В прошедший вторник Уполномоченный ВР по правам человека Нина Карпачева доложила парламенту о проделанной работе. По всему видно, что подготовка к этому событию велась заранее и весьма тщательно. О чем свидетельствовал, в частности, красочный стенд, отражающий первые шаги украинского омбудсмена.
Примерно треть своей получасовой речи Н.Карпачева посвятила истории вопроса и цитированию соответствующего закона. В достаточной степени просветив уполномочивший ее орган относительно того, на что он ее собственно уполномочил, Н.Карпачева перешла непосредственно к докладу о состоянии соблюдения и защите прав и свобод человека в Украине. Собственно, за отпущенные ей 30 минут она могла лишь в общих чертах анонсировать содержание своего доклада, уже розданного депутатам, и неоднократно называемого ею не иначе как «акт высшего реагирования».
Данный акт представляет собой солидную книгу объемом около 400 страниц. Она уже успела стать библиографической редкостью. На вопрос о том, как можно ознакомиться с этим историческим документом, помощники омбудсмена ответить затруднились, вяло заметив, что, мол, денег на издание дали мало, хватило только для парламента и членов правительства. Ну вот, всегда так. Впрочем, простые смертные и без этого хорошо осведомлены относительно соблюдения своих прав.
Во время выступления с парламентской трибуны Н.Карпачева говорила о себе преимущественно в третьем лице. Прозвучала эта конструкция не один десяток раз. Так что у человека, который не знает в лицо первого украинского омбудсмена, вполне могло сложиться впечатление, что Н.Карпачева выступает от имени и по поручению этого самого уполномоченного. Возможно, такой ход был призван подчеркнуть, что должность в данном случае гораздо важнее конкретной персоналии. А может, наоборот, внушить, насколько эта самая персоналия неотделима от должности. Хотя очевидно, что эта должность, может быть, как никакая другая, изначально должна быть достаточно персонифицированной. Личность уполномоченного, особенно первого, имеет определяющее значение для формирования отношения к этому новому для нас институту. Поэтому в данном случае скорее хотелось бы слышать имя, которое говорит само за себя, а не должность, сколь гордо не звучало бы ее название.
По сути вопросаПо словам Нины Карпачевой, не существует прав человека, которые не нарушались бы в Украине систематически и массово. С 14 апреля 1998 года к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека обратились более 100 тысяч лиц. 56% обращений касаются нарушений гражданских прав, 20% — экономических, 16% — социальных, 5% — личных конституционных прав граждан. Кроме этого, к уполномоченному за все время функционирования института омбудсмена поступило 260 обращений народных депутатов.
В прошлом году была отмечена тенденция к росту количества обращений относительно реализации гражданами политических прав и свобод. В частности, по поводу свободы слова, мировоззрения и вероисповедания, свободных выборов, создания объединений граждан и профсоюзных организаций.
По обращениям к уполномоченному было открыто около 2,5 тысячи производств. В 1999 году каждое пятое из них завершилось положительно, и права заявителей были восстановлены. Наибольшее количество производств касаются нарушений прав человека органами Министерства внутренних дел, Министерства юстиции и их органами на местах, а также судами общей юрисдикции (прежде всего речь идет о волоките с судебным рассмотрением).
Одной из самых болезненных проблем судебной защиты прав человека является хроническое невыполнение судебных решений. По словам Н.Карпачевой, это сводит на нет весь смысл судопроизводства. Кстати, как вынуждена была констатировать недавно министр юстиции Сюзанна Станик, судебные решения действительно выполняются сегодня в Украине всего на 50%. Жалобы на невыполнение судебных решений составляют значительное количество среди обращений к уполномоченному и в Европейский суд по правам человека. Ответственность за такое положение дел несут, по словам Н.Карпачевой, прежде всего Минюст, районные и городские управления юстиции и отделения государственной исполнительной службы.
Особое внимание в докладе уделено вопросу применения в Украине пыток, жестокого, нечеловеческого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания.
Анализ обращений к уполномоченному свидетельствует, что наибольшее количество нарушений прав человека, связанных с применением пыток, происходит во время задержания граждан правоохранительными органами и ведения следствия. Н.Карпачева утверждает, что это происходит ежедневно. По ее данным, в 1998—1999 годах было возбуждено 194 уголовных дела в связи с превышением служебных полномочий и применением насилия, унижением человеческого достоинства, по которым было привлечено к уголовной ответственности 285 сотрудников милиции. Только за текущий год уполномоченным открыто производство примерно по 200 делам, касающимся исключительно применения пыток в Украине. Открыто производство по поводу пыток, повлекших за собой смерть в городах Антрацит, Красный Луч, Суходольск Луганской области и в Сумской области.
Правда, о том, какое реальное наказание грозит тем, очевидно, крайне малочисленным сотрудника милиции, чьи бесчинства все же привели их на скамью подсудимых, впечатляет не меньше, чем факты издевательств над людьми, попавшими в руки стражей правопорядка. Двое сотрудников милиции, выбивая признательные показания, избили подозреваемого, сломали ему ребра и, надев наручники, несколько раз притапливали в реке. Кстати, как оказалось впоследствии, человек не имел отношения к краже, ставшей причиной «допроса с пристрастием». Сотрудники милиции были привлечены к уголовной ответственности. Ответственность эта заключалась в лишении свободы сроком на три года… условно. И это — далеко не единичный случай. Так что несложно сделать вывод о том, что пытки у нас будут применяться и впредь.
Повсеместно нарушается положение статьи 44 УПК Украины, предусматривающей допуск защитника к участию в деле с момента предъявления обвинения, в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления. Одной из причин применения пыток является, по мнению Н.Карпачевой, недопущение адвоката на ранней стадии следствия. Другой причиной этого вопиющего явления, отметила омбудсмен, является то, что отдельные правоохранители для достижения положительных показателей в своей работе пытаются раскрыть преступления с применением недозволенных методов ведения следствия.
Н.Карпачева также обратила внимание депутатов на проблему суицида в Украине. По ее словам, впервые проведен мониторинг за последние 10 лет: с 1990 по 1999 годы в Украине было совершено более 133 тыс. самоубийств, и особое беспокойство вызывают участившиеся случаи суицида среди детей.
Очень актуальной проблемой для Украины омбудсмен назвала предупреждение торговли людьми, отметив, что это является одним из главных приоритетов в ее деятельности. По ее словам, при поддержке международных организаций при омбусмене создан координационный совет по предупреждению торговли людьми, в рамках которого готовится специальный доклад по этому вопросу, который вскоре будет представлен в Верховную Раду.
Н.Карпачева справедливо полагает, что обеспечение прав граждан Украины за рубежом должно учитываться при подписании международных договоров. Тем не менее украинская сторона, по ее словам, не относится к данной проблеме с пониманием, поскольку в таком случае следовало бы предоставить соответствующие права иностранным гражданам, находящимся у нас.
По словам уполномоченного, ежедневно в 5—6 судах Украины рассматриваются иски должностных лиц к СМИ о защите чести и достоинства. В 1999 году было подано более 2258 таких судебных исков.
За годы независимости Украины в морских портах разных стран мира были задержаны и арестованы более 150 судов с украинскими экипажами. В числе основных причин арестов Н.Карпачева назвала невыплату Черноморским морским пароходством и другими государственными и частными судоходными компаниями долгов иностранным фирмам, долгов за обслуживание судов в иностранных портах, а также арест судов по надуманным обвинениям с их последующей продажей за бесценок. По словам Н.Карпачевой, вместе с МИДом Украины удалось вернуть в Украину 50 ее граждан-заложников.
Омбудсмен и властьПо словам Н.Карпачевой, в 1998 году, кода правительство и парламент обязаны были создать соответствующие условия для работы уполномоченного, этого так и не было сделано. Почти восемь месяцев уполномоченный и ее аппарат выполняли свои функции бесплатно. Финансирование началось в конце года, причем работа этого института была профинансирована на 32%. Это что касается денег. Если говорить о полномочиях омбудсмена, то, по мнению специалистов, действующее в Украине законодательство предоставляет возможности для плодотворной работы. Правда, если речь идет о цивилизованном государстве. Ведь и за границей выводы омбудсмена преимущественно носят характер рекомендаций. Омбудсмен не обладает ни функциями прокурора, ни судьи. Тем не менее, уровень правосознания и уважения к этому институту таковы, что мнение омбудсмена по конкретному вопросу является весомым аргументом. Причем для любой государственной инстанции. У нас отношение власти к этому институту существенно отличается. Реальный контроль за соблюдением прав человека крайне мало интересует государство, допускающее нарушение всех мыслимых прав своих граждан.