UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПУТИ К КОМПРОМИССУ — НЕИСПОВЕДИМЫ

«ЗН» неоднократно писало о конфликте между отечественными и иностранными акционерами завода «Николаевцемент», что на Львовщине (№22, 23)...

Автор: Александра Примаченко

«ЗН» неоднократно писало о конфликте между отечественными и иностранными акционерами завода «Николаевцемент», что на Львовщине (№22, 23). 24 июля была создана Временная следственная комиссия Верховной Рады Украины по проверке фактов нарушения прав украинских акционеров открытого акционерного общества «Николаевцемент».

Создание таких комиссий для расследования вопросов, составляющих общественный интерес, предусмотрено Конституцией Украины. Их полномочия - более чем широки, но выводы и предложения таких комиссий не являются решающими для следствия и суда. В частности, комиссии наделены всеми средствами установления истины, они имеют право допрашивать свидетелей, затребовать и исследовать документы, проводить экспертизы, следственные эксперименты и т.д. Порядок получения и исследования доказательств устанавливается комиссией в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Украины.

Но вот какое послание получила от этой комиссии одна из адвокатских фирм Киева. В нем первым пунктом значится требование «предоставить оригиналы всех документов относительно личного дела адвоката». Адвоката, который услуг по вопросам приватизации ОАО «Николаевцемент» никогда не оказывал, а представлял в судебных органах Фонд государственного имущества Украины и французскую компанию «Лафарж» - иностранного инвестора «Николаевцемента». Далее следует требование о предоставлении условий заключения договора на представительство интересов Фонда госимущества и компании «Лафарж» в процессах, касающихся ОАО «Николаевцемент».

Что может быть сегодня в личном деле сотрудника юридической фирмы? Пожалуй, скупые биографические данные - не более того. Какую информацию надеялись почерпнуть в нем члены комиссии? Может, о наличии родственников за границей, желательно - во Франции, или полагали, что в личном деле будет содержаться информация о маленьких человеческих слабостях адвоката? Кроме того, в соответствии со статьей 7, Закона Украины «Об адвокатуре», в которой речь идет об обязанностях адвоката, сказано, что он не имеет права использовать свои полномочия во вред лицу, в интересах которого принял поручение. В соответствии с законом, он обязан хранить адвокатскую тайну. Статья 10 закона - «Гарантии адвокатской деятельности» - предусматривает, что документы, связанные с выполнением адвокатом поручения, не подлежат осмотру, разглашению или изъятию.

Что же имели в виду авторы обращения?

Председатель комиссии народный депутат Игорь Квятковский:

- Всем известно, что приватизация по-украински - это еще хуже, чем приватизация по-российски. Временная следственная комиссия для проверки фактов нарушения прав украинских акционеров открытого акционерного общества «Николаевцемент» создана на основе Конституции. В своей деятельности она имеет право применять все полномочия следствия и требовать все документы, которые нужны ей для работы. Мы стремимся собрать как можно большее количество материалов, документов, имеющих отношение к изучаемому нами вопросу. Ну а такого, чтобы кто-то влезал в контракты - нет. Вообще, я и большинство членов комиссии настроены на поиск компромисса между украинской и французской сторонами.

- Вы хотите сказать, что речь идет не о поиске какой-то истины, а лишь о попытке найти компромисс?

- В приватизации истины нет. И наша цель - именно прийти к компромиссу.

- Зачем комиссии понадобилось личное дело адвоката и что подразумевается под этим определением?

- Во всем мире, и у нас в том числе, при приеме на работу требуют, например, биографию. Мы в данном случае хотим знать, какие еще дела вел этот адвокат. Сегодня адвокат - это фактически то же публичное лицо. И прежде всего для него самого должна иметь значение марка, имидж обслуживаемой им фирмы, ее безупречность. Ну а я прекрасно знаю Фонд госимущества и знаю многих адвокатов...

В принципе, много больше информации о том же адвокате можно получить, ну, например, установив за ним наружное наблюдение. Впрочем, комиссию, которая ведет следствие с целью найти компромисс, пожалуй, правильнее было бы назвать не следственной, а... временной компромиссной комиссией Верховной Рады Украины для проверки фактов нарушения прав украинских акционеров ОАО «Николаевцемент». То есть тому, в отношении кого больше «накопают» и придется идти на компромисс. Так следует понимать? Кстати, не совсем понятно, чем руководствовалась Верховная Рада, избравшая одним из 10 членов временной следственной комиссии Виктора Жердицкого - бывшего председателя правления, председателя совета акционеров «Градобанка», владеющего 11% уставного фонда ОАО «Николаевцемент». Должно быть, решающим стало глубокое знание проблемы и заведомо неравнодушное отношение к исследуемому вопросу. А может быть, не запросили вовремя «личное дело», и слишком поздно узнали о «порочащих связях»?