UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ ЭХО ГРОМКОГО ДЕЛА

В минувшем номере «ЗН» уже сообщалось о трагическом происшествии в Николаеве, повлекшем за собой ...

Автор: Надежда Гоцуенко

В минувшем номере «ЗН» уже сообщалось о трагическом происшествии в Николаеве, повлекшем за собой уход из жизни журналиста Владимира Смирнова, также были опубликованы комментарии начальника УМВД Николаевской области Анатолия Удода по этому делу. Дальнейший ход следствия, как и обсуждение в местных СМИ, привели милиционеров и журналистов к довольно-таки единодушному мнению, что преступление не связано с политической или профессиональной деятельностью пострадавшего. Но ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что незатухающее «дело Гонгадзе» незримо, но весьма основательно влияло и влияет на то, что происходило и происходит в Николаеве. Давно не приходилось видеть, каким беспощадно-требовательным может быть милицейское ведомство к своим сотрудникам, как нещадно карает за ошибки, упущения, халатность.

Вкратце приведем хронику событий. Смирнову нанесли тяжкие телесные повреждения, повлекшие за собой смерть, еще 29 декабря минувшего года. Опознали труп умершего в больнице скорой медицинской помощи 5 января. Еще через неделю, 12 января, в УМВД для прессы поступило первое сообщение, причем довольно весомое и определенное. На то время один из подозреваемых в избиении журналиста уже был задержан, его предполагаемый подельник и сообщницы находились в розыске. Все шло вроде нормально, в «темпе», к которому мы привыкли и который не вызывал никаких нареканий, да и перспектива раскрытия преступления уже маячила на горизонте…

Однако «наверху» действия николаевской милиции по раскрытию преступления в отношении журналиста, судя по всему, получили жесткую оценку. 15 января на брифинге для журналистов в областном УМВД первый заместитель министра МВД Михаил Корниенко сообщил, что Николаевщина стала первой областью в нынешнем году, которую решено подвергнуть масштабной отработке со стороны МВД Украины. Вместе с первым заместителем министра в область прибыла бригада сотрудников МВД, а также привлечены подразделения из Одессы, призванные помочь местным органам в отработке резонансных дел. Всего из Киева и Одессы задействовано 86 сотрудников. На протяжении времени отработки (а она будет длиться 10 дней) личный состав УМВД области переведен на усиленное несение службы в 12-часовом режиме. По словам Михаила Корниенко, Николаев уже восемь лет не отрабатывался в таком масштабе. Между тем область занимает третье место по уровню преступности в расчете на количество населения.

Судя по всему, преступление против журналиста сыграло в таком решении не последнюю роль. Первый замминистра, правда, заметил, что каких-то особых обстоятельств для такого внимания к области нет, но в то же время констатировал, что «случай с журналистом стал тем толчком, который заставил МВД пойти на этот шаг».

Это решение, последовавшее за резонансным преступлением и работой по его раскрытию, было не единственным. На брифинге была дана оценка работы тех, кто принимал участие в раскрытии преступления. Первый замминистра и начальник Николаевского УМВД подняли вопрос о просчетах следственной группы в работе по раскрытию преступления против журналиста. Представителей СМИ интересовало: почему такой большой промежуток времени прошел между избиением, вызвавшим смерть, и опознанием трупа, а также началом действий по раскрытию преступления? Ответ на этот вопрос был получен. Оказалось, что следователь, которому было поручено дело, отнесся к выполнению своих обязанностей с удручающей халатностью. Как рассказал Михаил Корниенко, бдительные граждане нашли на месте избиения Смирнова его журналистское удостоверение и передали его следователю, а тот, засунув документ в карман и сменившись с дежурства, отправился отдыхать. Это, по мнению его коллег, отодвинуло раскрытие преступления на целую неделю.

Приказом начальника областного УМВД Анатолия Удода следователь (кстати, закончивший высшее учебное заведение с отличием) уволен из органов. Всего же, как стало известно из компетентных источников, девять работников правоохранительных органов, так или иначе причастных к расследованию этого резонансного преступления, получили взыскания за безграмотные и безответственные действия. Причем участники брифинга были проинформированы о том, что, может быть, еще не все провинившиеся наказаны и возможна реакция со стороны МВД, которое недовольно тем, как проходил процесс раскрытия преступления на начальной стадии.

Тем временем просматриваются перспективы раскрытия преступления. Задержаны оба подозреваемых: Владимир Т, 1973 года и Владимир К, 1978 года рождения. Установлены и две несовершеннолетние девицы, вместе с которыми они околачивались на вокзалах и якобы охотились на зазевавшихся граждан с целью грабежа. Судя по всему, следствие располагает довольно многочисленными фактами и свидетельствами произошедшего.

По всему видно, что после известных событий отношение правоохранительных органов к преступлениям против журналистов резко меняется. Даже если эти преступления не связаны с политической и профессиональной деятельностью. Или, может, именно потому?