UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОТИВОСТОЯНИЕ В СТИЛЕ БЭТМЕНА

Помните, как в американском фантастическом фильме «Бэтмен» человек-летучая мышь помогает людям победить мафиози, опутавшего своими сетями город?..

Автор: Юрий Бабиров

Помните, как в американском фантастическом фильме «Бэтмен» человек-летучая мышь помогает людям победить мафиози, опутавшего своими сетями город? В реальной жизни киевляне микрорайона № 2 Выгуровщины-Троещины и Радужного на себе ощутили прелести положения тех самых горожан из боевика. Более восьми месяцев прошлого года жители нескольких троещинских высоток держали круговую оборону и отбивали одну за другой атаки фирмы «Бионт Лтд», начавшей вблизи этих жилмассивов строительство автозаправочной станции.

Как известно, автозаправка — не пиццерия и совсем не тот объект, который можно строить где попало. Однако же строят. И АЗС взрываются, унося человеческие жизни.

В начале июля взорвалась автозаправочная станция в столице Турции Анкаре. Пострадало почти 190 человек. По рассказам свидетелей, взрыв прогремел тогда, когда на станции разгружали бензовоз. Пожар быстро распространился на близлежащие дома, в одном из которых праздновали свадьбу.

Прогремел взрыв на автозаправке ООО «МДМ» на 92-м километре трассы Самара—Ульяновск. Злоумышленники подложили взрывное устройство рядом с подземным резервуаром, который, к счастью, был пуст. В Тольятти взорвалась АЗС, принадлежащая компании «Техниксервис», и расположенная рядом с одной из самых загруженных трасс города — Московским проспектом, где примерно в ста метрах от бензоколонок находятся многоквартирные жилые дома. Один из милиционеров, охранявших заправку, погиб, второй охранник и контролёр были тяжело ранены. Двое рабочих погибли в результате взрыва на АЗС под Минусинском.

В конце сентября 2003 г. в Багдаде — более 20 пострадавших и трое погибших от взрыва и пожара на автозаправке. Жители багдадского района Аллауи, отмечая возобновление подачи электричества, стреляли в воздух. Одна из пуль попала в бензоколонку. Годом раньше три человека погибли и десятки получили ранения от взрыва АЗС в еврейском поселении городского типа Ариэль на Западном берегу реки Иордан.

И снова Россия. Взрыв на одной из строящихся в непосредственной близости от жилого дома автозаправке в Саратове послужил поводом расследования на уровне правительства. Губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков отдал распоряжение усилить контроль за соблюдением противопожарных, экологических, технических норм и правил при строительстве новых объектов хранения и реализации нефтепродуктов.

Поскольку ЧП на этих взрывоопасных объектах — не редкость, а виновником может быть не только террорист, но и любой водитель, проигнорировавший правила безопасности, в действующих на территории цивилизованных стран строительных нормах чётко сказано, где можно и где нельзя размещать АЗС, дабы не подвергать опасности мирных граждан.

Однако два безлико-аморфных существа — инвестор и чиновник игнорируют все законы человеческого общежития, нормы, правила и безопасность. Ведь если АЗС, начинённую бензином, возвели в жилом квартале, не значит ли сие, что тот, кому это было очень нужно, наверное, неплохо дал чиновнику на «лапу», чтобы получить разрешение?

В украинской столице опасные автозаправки тоже строят. Строят вблизи жилья, строят массово — с вопиющим нарушением всех норм, правил и законов. Строят, несмотря на протесты общественности и в угоду исключительно меркантильным интересам всё тех же двух существ — инвестора и чиновника.

Приведём в подробностях хронику противостояния на Выгуровщине-Троещине. Ведь недаром же говорил великий Герцен: «Я нарочно помянул одни мелочи. Микроскопическая анатомия более полно даёт представление о разложении ткани».

До выборов

В середине марта 2002 г. фирма «Бионт Лтд» возводит забор вокруг участка и стягивает сюда технику. Бульдозером снимается травяное покрытие, краном срываются железобетонные плиты с благоустроенных откосов технологического водоёма. За считанные часы выкорчёвываются деревья, разрушается пешеходная дорожка.

Но отнюдь не только от издевательства над благоустроенным уголком у всех встали волосы дыбом, а и от того, что будет, если позволить незваным гостям закончить строительство автозаправки. Вот какие аргументы привёл житель одного из близлежащих домов (эти доводы легли в основу обращений инициативной группы в разные инстанции):

— Под землёй, на месте строительства АЗС, проходит теплосеть. К чему может привести такое соседство? Но больше всего нас пугает то, что рядом с предусмотренным местом размещения АЗС проходит высоковольтная ЛЭП (110 кВт). Достаточно одной искры, чтобы станция взлетела на воздух! Напротив — рынок, а в нескольких десятках метров — детская площадка. Кроме того, АЗС с автомойкой ухудшат и без того грязную окружающую среду и в первую очередь воздух, насыщенный выхлопными газами с проспекта Ватутина. Бензин и грязная вода с автомойки хлынут в озеро Гнилуша. Да и зачем вообще здесь нужна автозаправка, если в направлении к Московскому мосту на расстоянии 500—700 м от места строительства уже действуют две АЗС?

Группа жителей обращается к и. о. главы Деснянской райгосадминистрации Анатолию Мокроусову. 23 марта на предвыборной встрече с избирателями А.Мокроусов обещает разобраться с ситуацией.

Но уже 26 марта с жителями жилмассива встречается директор «Бионта» Олег Котько — для «проведения разъяснительной работы среди населения». Разъяснение директор проводит своеобразно:

— Строительство АЗС будет доведено до конца, несмотря на протесты, потому что документы на её сооружение оформлены правильно!

* * *

Но коль так, то как тогда трактовать документ (исходящий номер № 01-679 от 11.04.2002), отправленный Деснянской РГА на имя киевского городского головы Александра Омельченко? Текст этого письма приводим полностью:

«Уважаемый Александр Александрович!

Нашим письмом (№ 01-1835 от 20.09.1996) согласовано месторасположение АЗС на пересечении проспекта Маяковского и проспекта Ватутина. Однако вопреки этому проектирование АЗС и отведение земельного участка, а также продажа осуществлены за 0,5 км от намеченного в согласовании места.

В настоящее время фирма «Бионт Лтд» оформила соответствующие документы и приступила к выполнению строительных работ, что вызвало большое социальное напряжение, многочисленные обращения и возмущение жителей прилегающих домов 2-го микрорайона жилмассива Выгуровщина-Троещина и жилмассива Радужный.

Просим Ваших поручений по рассмотрению вопроса переноса АЗС в другое место».

Почему же изменилось место строительства? Говорит житель микрорайона Иван Грынь:

— На старом месте реконструировали «клумбу» — кольцо и подъездные дороги. Поскольку в новую конфигурацию «бионтовская» автозаправка не вписывалась, ГАИ запретило фирме что-либо там строить. И руководство «Бионта» не придумало ничего лучшего, кроме как строить свою АЗС возле остановки «Радужный», практически уничтожив зелёный уголок! А вкладывать дополнительные деньги и искать другое, безопасное, место у руководства фирмы желания не было.

Зато у жителей окружающих домов появилось желание действовать.

После выборов

Третьего апреля злополучный участок вновь огораживается и работы возобновляются. На следующий день жители жилмассива собираются на стихийный митинг у ворот строящейся АЗС, а затем живой цепью на полчаса перекрывают проспект Ватутина. Прибывший к митингующим начальник Деснянского райуправления милиции Владимир Тарасенко пообещал договориться о встрече с замглавы РГА Николаем Фредюком. Встреча состоялась. И 22 апреля за подписью жителей отправляются письма в адрес народного депутата Украины А.Мокроусова, главы Киевской городской госадминистрации, а также в ряд других инстанций. В ходатайствах приводятся все возможные аргументы против строительства АЗС.

— Вроде бы начался поиск консенсуса с фирмой, — сообщают жители. — 29 апреля в администрации члены нашей инициативной группы встретились с представителями «Бионта».

Во время этой встречи команда О.Котько выбросила свой главный «козырь» — пресловутое решение Киеврады № 186/620 от 27.12.2001, согласно которому фирме продаются земельные участки для строительства АЗС — те самые участки, подчеркнём, на которых размещение автозаправки с автомойкой представляло немалую опасность для жилого массива! Одного не учли руководители «Бионта» — действующего законодательства. Комментирует депутат Деснянской райрады Виталий Черняховский:

— Совершенно необъяснимо и абсолютно противозаконно решение Киеврады №186/1620 от 27 декабря 2001 г. о продаже фирме земельного участка под строительство АЗС. Ведь в соответствии с Указом Президента Украины от 19.01.1999 «О продаже земельных участков несельскохозяйственного назначения», покупать и продавать можно только те земельные участки, на которых находятся приватизационные объекты недвижимого имущества. Между тем на месте строительства АЗС вообще нет никаких построек! Так как же можно ссылаться на президентский указ и тут же нарушать его?! Кроме того, проектирование строительства произведено без учёта Изменений № 10 Государственных строительных норм 360-92 «Градостроительство. Планирование и застройка городских и сельских поселений». Расстояние от оси ЛЭП до ближайшего из взрывоопасных устройств АЗС должно быть не меньше чем полторы высоты опоры — 36 м. В проекте же это расстояние составляет всего 32,5 м. Те же ГСН определяют, что в плотно застроенных районах городов с населением 200 тыс. человек и более допускается размещение АЗС только без мойки автомобилей. А ведь проект автозаправки предусматривает и автомойку. И чего после этого стоят доводы команды О.Котько о «правильном оформлении документов»?

И всё же, казалось бы, на встрече стороны достигли определённого перемирия. «Бионт» обязался до 10 мая не вести работы на объекте.

А 11 мая работы на стройке возобновляются ускоренными темпами…

Кнутом и пряником

17 мая многие жители обнаружили в почтовых ящиках размноженные выписки отдельных статей Уголовного кодекса об ответственности за организацию массовых беспорядков, хулиганство и т. п. вместе с ещё одной «бумагой»:

«…В период строительства АЗС будет сдана в эксплуатацию парковая зона… завершится возведение детского городка…. организован детский отдых в курортной зоне на берегу Чёрного моря».

Но не помогли ни кнут, ни пряник: конфликт разгорался. Показательны в этом плане события 4 июня. На назначенное жителями собрание пригласили депутата райрады В.Черняховского. Люди захотели посмотреть, какие работы проводились на стройплощадке за два последних дня. Однако при подходе к ограждению «бионтовские» охранники открыли пальбу из газовых пистолетов. В ответ со стороны жителей полетели камни, молодёжь стала штурмовать забор. Чтобы не допустить его восстановления, забор сожгли.

И закрутился с новой силой маховик противостояния.

В середине лета глас народа услышали «наверху». Решением Киеврады № 127/127 от 11 июля 2002 г. из проекта застройки земельного участка на проспекте Генерала Ватутина исключена автомойка. А место событий посетил в начале августа заместитель главы Киевской горгосадминистрации Иван Салий. И уже тогда, по словам одного из руководителей инициативной группы, народного депутата Украины Александра Бондарчука, с руководством города была достигнута договорённость о том, что АЗС строиться не будет вплоть до рассмотрения вопроса на сессии Киеврады.

— К сожалению, невзирая на неоднократные обращения депутатов, председатель Деснянской райрады и райгосадминистрации Виктор Лага не внёс вопрос об обращении к Киевраде об отмене незаконного решения о продаже фирме земли на сессию райрады, — констатирует Виталий Черняховский.

Так что у «Бионта» снова были развязаны руки.

12 августа жители в четвёртый раз с начала борьбы перекрыли проспект Ватутина в знак протеста против игнорирования их интересов. Народный депутат Александр Бондарчук сказал:

— Нынешней акцией мы опровергли надежды тех, кто думал, будто нас удовлетворят обустройство дорожек и постройка магазина. Людям не нужна здесь АЗС! Надеемся, что по договорённости с городской властью вопрос на протяжении августа профессионально изучит комиссия Киеврады с учётом интересов обеих противостоящих сторон. Возглавить комиссию инициативная группа просит лично Александра Омельченко.

Лёгким движением… депутата бьют арматурой, а «Бионт» превращается в «КЛО»

Однако надежды оказались тщетными. События осени 2002 г. в полной мере проиллюстрировали, как и чьи интересы защищает наша «демократическая», «народная» власть. 15 августа Киеврада получает протест городской прокуратуры № 24/615, в котором предписывается отменить решение о продаже земельного участка ООО «Бионт Лтд» как незаконное и запрещается проводить какие-либо строительные работы на данной территории. Тем временем дело стало «доползать» и до сессии Киеврады. В конце сентября создаётся рабочая комиссия из 11 депутатов горсовета от Деснянского района. 8 октября противостояние в стиле Бэтмена переместилось под стены горсовета — пока комиссия заседала, люди пикетировали городскую власть. И вот наконец долгожданное решение: обеспечить предоставление ООО «Бионт Лтд» равноценного земельного участка в другом месте. Решение озвучено на сессии Киеврады 24 октября 2002 г. и подписано председателем комиссии, замглавы КГГА Валерием Бидным. А спустя некоторое время в Хозяйственном суде Киева оказались два исковых заявления городской прокуратуры: 1) о признании незаконным решения Киеврады о продаже земельного участка «Бионту»; 2) о признании недействительными договора купли-продажи этого участка и государственного акта права собственности на землю. Победа? Да не тут-то было…

Всё дело в юридической казуистике. Ведь при подаче протеста, а потом и исков, представители горпрокуратуры как-то «забыли», что ни то, ни другое само по себе не останавливает на законных основаниях действия «Бионта». Блокировать их могла лишь подача в суд жалобы на неправомерные решения органов государственной власти — ст. 2484 Гражданского процессуального кодекса Украины. Однако такой жалобы со стороны прокуратуры по неизвестным (?!) причинам не последовало. И уж тем более не могло остановить строительство решение комиссии Киеврады от 24 октября! Так что «Бионт» снова обрёл свободу маневра.

Депутат Деснянской райрады Виталий Черняховский вечером 22 ноября был избит тремя неизвестными, попав в результате в больницу скорой помощи.

28 ноября 2002 г. на очередной сессии Киеврады группа депутатов неожиданно проголосовала за отклонение протеста городской прокуратуры. Так «инвестору» был окончательно включён «зелёный свет».

И еще один маленький, но очень важный нюанс. Только после завершения строительства АЗС обнаружился настоящий хозяин автозаправки. Умные головы и раньше догадывались о том, что «Бионт» на всемогущего инвестора, манипулирующего властями, что-то не очень тянет, особенно если учесть, что участок застолбили в 1996 г., а купили только в
2001-м. И действительно, оказавшись всего лишь подставной структурой, после окончания строительства «Бионт» сразу же передал объект во владение известной «бензиновой» фирме «КЛО», являющейся в свою очередь джоббером (действующей под вывеской и логотипом) «Тюменской нефтяной компании» (ТНК).

А самое интересное, что методы, которыми действовали их хозяева, волей или неволей выдали сами представители «Бионта», проговорившись на разного уровня совещаниях с участием городских и районных депутатов о том, что 4 млн. грн, потраченных на строительство (при цене продажи земли — 727 тыс. грн.) пошли отнюдь не в бюджет города — на взятки управленцам.

Вот, значит, под чью дудку пляшут киевские чиновники!

* * *

Да, сегодня в нашей столице и в других больших городах вместо строительства детских площадок, охраны зелёных насаждений, реставрации памятников старины и освоения новых территорий возводятся фитнесс-центры и суперофисы, лепятся мансарды и штампуются автозаправки. Уничтожается само понятие зонирования и рушатся генеральные планы застройки наших мегаполисов. Потому что инвестору не нужна память и безопасность. Ему нужен исключительно чистый доход. А власть, которую мы выбирали (выбирали ли?), служит не нам. Она служит инвестору.

Вот почему киевляне объединяются. Союз владельцев жилья, многочисленные объединения совладельцев многоквартирных домов, органы самоорганизации населения и домовые комитеты — лишь первые ласточки. И, конечно же, не пропало даром противостояние жителей проспекта Генерала Ватутина с «Бионтом» и «КЛО». Ведь именно под его влиянием пришлось-таки городской власти разработать программу целевого размещения автозаправок. Когда-нибудь из этих объединений выйдет настоящая народная власть, служащая не себе, не инвестору, а нам.