За минувшие пять лет (с 1992 по 1996 годы), по данным ЦОС МВД, в Украине при охране общественного порядка погибло более ста сотрудников правоохранительных органов. В нынешнем году этот трагический счет продолжает увеличиваться. Что же это за противостояние такое? И, самое главное, какое место при нынешнем противостоянии должно быть у общества, у всех нас?
СМЕРТЬ - в расцвете сил. Смерть - на службе. Дико, ибо время-то - мирное. А преступники наглеют, растет неповиновение сотрудникам милиции, все более яростное, ожесточенное.
Значит, должен быть какой-то заслон. И как бы мы ни выражали, в той или иной мере, недовольство действиями работников правоохранительных органов, они являются таким реальным заслоном. Порой - с риском для собственных жизней. Порой - теряя жизнь. В списках погибших сотрудников областного управления Министерства внутренних дел в Николаевской области - люди, которым бы еще жить да жить: старшина милиции Газиев Абид Баши-Оглы, младший инспектор ОУР МВД, погиб в схватке с вооруженным преступником, сержант внутренней службы Николай Пиюренко, пожарный ВПЧ-3, погиб в схватке с огнем… Список тех, кто в один из дней ушел на работу и не вернулся живым, можно продолжить. Вот и недавно жителей Николаева и области потрясло дерзкое преступление под Первомайском, в результате которого погиб молодой сотрудник милиции. Руководство УМВД Украины в Николаевской области просит МВД Украины ходатайствовать перед Президентом Украины о награждении старшего сержанта милиции Сергея Ратушного за проявленное мужество при задержании вооруженного преступника (посмертно).
…В то раннее утро ничто не предвещало беды. На автодороге Первомайск-Голованевск, в нескольких километрах от Первомайска, на стационарном посту ГАИ нарядом, в составе которого был и Сергей, был замечен неизвестный, который прятался неподалеку от поста. Тот был вооружен. Услышав оклик милиционеров, стал убегать. Пытаясь задержать неизвестного, Сергей Ратушный сделал два предупредительных выстрела вверх. А потом прозвучал еще один выстрел. На сей раз выстрелил преследуемый, из малокалиберной винтовки. И тогда уже смертельно раненный сотрудник милиции выстрелил на поражение, ему удалось ранить злоумышленника…
Сергею Ратушному было только 24. Закончил ПТУ, служил в армии, потом - милиция, и везде - отличные отзывы. Остались после его смерти престарелые родители, двухлетний сын Женька… Как объяснить сынишке Сергея, детям других погибших сотрудников милиции: почему их папы больше никогда не вернутся с работы?
А что же неизвестный, с которым вступил в схватку Сергей? В ходе отработки плана «Сирена» было установлено, что преступление совершил некий гражданин К. К посту ГАИ его привело чувство… мести. А «обидели» его, оказывается, тем, что накануне у него были изъяты талон предупреждения и государственные номера за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Оказалось, что и раньше он трижды привлекался к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения. Вот и подался «мститель» на «разборки» на большую дорогу. Начиналось - с невинных правил дорожного движения, а кончилось трагической гибелью молодого милиционера…
В одном из своих интервью начальник УМВД в Николаевской области генерал-майор милиции П.Шапирко акцентировал внимание на том, что, по сути, преступным миром брошен вызов обществу, и если милиция ведет борьбу с преступностью, то общество в целом к ней не готово и практически безучастно. Однако в этой войне общество не станет победителем до тех пор, пока за его интересы будут сражаться только правоохранительные органы, без помощи и поддержки людей. К сожалению, ко многим нашим согражданам еще не пришло понимание того, что сегодняшнее безразличие завтра может обернуться новой трагедией, которая, возможно, коснется и их.
Наше молодое государство очень нуждается в формировании нового правового пространства, уважительного отношения общества, граждан к закону. Но как раз к этому времени относится распад добровольных народных дружин, формирование негативного отношения к участию общественности в содействии правоохранительным органам. Мировой же опыт, накопленный долгой практикой, свидетельствует: те, кто непосредственно борется с преступностью, всегда нуждались в общественной поддержке.
Конечно, УМВД делает все возможное, чтобы поддержать семьи погибших сотрудников, помощь оказывают городской, областной, районные Советы, поступают средства и на счет областного милицейского фонда милосердия. Однако и он, за недостаточностью средств, делает пока немного.
Ну а если - без всяких организаций? Взяли, например, семьи погибших и без указки «свыше» решили организовать свой клуб. Или другой пример: в одном из садовых товариществ измученные дачники так организовали охрану своей собственности, на которую то и дело покушались злоумышленники, что даже разбитое стекло стало ЧП. Может, и те же ДНД тоже еще не сказали свое последнее слово и рано поторопились их похоронить те, кому не то что в ДНД, позвонить порой по «02» - и то не хочется…
Как же все-таки должны вести себя мы, те, кого собственно и защищает милиция. Однозначного ответа нет. Но ясно только одно - не занимать позицию сторонних наблюдателей. Ибо если и дальше будут гибнуть на работе молодые хлопцы, по существу, прикрывая собой нас с вами, то тогда - кто же такие мы все? И какое наше место в нынешнем противостоянии? Неужто - посередине?