— В прошлом году в списке десяти наибольших врагов прессы в мире значилось имя Президента Украины Леонида Кучмы. Украинский лидер занимал шестое место в десятке. Отсутствие украинского Президента в нынешнем списке означает, что в Украине наблюдается прогресс со свободой масс-медиа?
— Ни в коем случае! Это не означает, что мы ощущаем улучшение ситуации в Украине. Что мы делаем, когда отбираем десять наибольших врагов прессы: мы рассматриваем много критериев — прежде всего статистику нарушений прав журналистов, но мы стоим перед необходимостью сбалансировать географию. В этом году мы хотели немного перефокусировать внимание с Европы на Азию — именно поэтому в десятке оказался президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
— Однако в Украине именно так и может быть воспринята ваша десятка — нет Украины в этом году — значит, ситуация улучшилась…
— Мы бы не хотели посылать именно такой сигнал в Украину. К сожалению, мы можем включить в наш список только десять имен и не имеем возможности ежегодно вмещать всех лидеров стран — врагов прессы.
— В отчете за прошлый год Международного комитета защиты журналистов в Нью-Йорке говорилось, что в Украине часто применяются методы непрямого давления на масс-медиа, и это отличает ее от стран, где средства массовой информации просто закрываются — как, например, в Иране, или журналистов откровенно преследуют по политическим мотивам — как, скажем, в Югославии. Какова ситуация в Украине в этом году?
— Наша документация относительно наступлений на прессу за 99-й год зафиксировала разнообразные виды давления на масс-медиа в Украине. И это широкие методы — от направления на то или иное средство массовой информации инспекций налоговых органов до судебных исков против изданий с целью их обанкротить. Кроме того, в Украине кое-где могут запугивать спонсоров тех или иных изданий или, скажем, рекламодателей. И такая ситуация длится и поныне.
Возможно, большое видится на расстоянии, возможно, оно видится карикатурно, но с тем, что серьезные проблемы со свободой слова в Украине есть, никто из порядочных людей спорить не станет. Не станет он спорить также и с тем, что в истории независимой Украины так было не всегда. Именно поэтому мы попросили опрашиваемых нами журналистов назвать год, когда, по их мнению, давление на средства массовой информации стало правилом? Предпочтение было отдано 1995 году. Но все же удивительно, что во время своего прямого эфира госсекретарь США Мадлен Олбрайт не подняла проблему свободы слова в Украине. Впрочем, и вопрос об этом ей никто не задал...