UA / RU
Поддержать ZN.ua

Прощальный «подарок» Каддафи

Малийские туареги создают свое государство.

Автор: Владимир Кравченко

Цунами, порожденное падением режима Муамара Каддафи, постепенно накрывает соседние с Ливией страны. Первой жертвой стала Мали, в которой проживают племена туарегов. Эти кочевники, обитающие также в Нигере, Ливии, Алжире, Буркина-Фасо, долгие годы добивались создания своего государства Азавад. В силу этого туарегов часто называют африканскими курдами. Однако их многократные восстания жестко подавлялись правительственными войсками. Нередко их спасала лишь финансовая и политическая помощь Муамара Каддафи. Как, например, было во время засухи 1973 года. Это обеспечивало ливийскому лидеру, кстати, берберу, серьезное влияние на кочевников.

Сегодня племена туарегов как никогда близки к достижению своей заветной цели: в четверг кочевники провозгласили независимость Азавада...

Туареги полагают, что власти Мали (впрочем, как и Нигера) дискриминируют их в политической, социальной и экономической сферах. Дабы добиться справедливости, в середине января племена в четвертый раз за последние пятьдесят лет подняли восстание. В начале апреля их вооруженным отрядам удалось взять под контроль половину территории Мали, в том числе и «город сияющих крыш» Тимбукту. И поскольку местные военные бессильны против восставших племен, то власти соседних стран, прежде всего в Нигере, опасаются, что конфликт перекинется к ним. Беспокойство усиливается также тем, что боевые действия вызвали массовый поток беженцев на юг Мали и в соседние страны: по данным ООН, уже более двухсот тысяч человек бежали с севера республики.

Одной из причин успешности восстания является возвращение в Мали туарегов, воевавших на стороне Муамара Каддафи во время гражданской войны в Ливии. Обученные и хорошо вооруженные, они серьезно способствовали боевым возможностям повстанцев. И если ранее действия туарегов как-то сдерживал полковник (а он часто использовал туарегов в качестве рычага воздействия на африканские страны, которые считал зоной влияния Ливийской Джамахирии), то теперь их ничто не останавливало. Содействует их успеху и переворот, осуществленный в Мали военными. Те обвинили президента Амаду Тумани Туре в том, что власти недостаточно заботятся о нуждах военных и неспособны справиться с восстанием туарегов. Лидер мятежников капитан Амаду Саного обратился к миру с просьбой помочь армии сохранить территориальную целостность Мали.

Однако соседние страны не спешат откликнуться на призыв малийских военных. Несмотря на угрозу дестабилизации ситуации в регионе в результате восстания племен туарегов, Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) требует от мятежников вернуть к власти свергнутого президента. Ради этого западноафриканские страны даже ввели санкции против военного режима: с ним прерываются любые отношения, кроме оказания мер экстренной гуманитарной помощи местному населению. Ранее Всемирный банк и Африканский банк развития заморозили малийские активы. В свою очередь Европейский Союз и Соединенные Штаты заявили о приостановке программ гуманитарной помощи этой нищей республике.

Позиция мирового сообщества лишь усугубила положение Мали, армия которой пытается противостоять восставшим туарегам. Так что переворот, который должен был сохранить целостность страны, лишь усилил хаос, за которым, очевидно, последует распад страны...

Сегодня Мали расколота на две части - контролируемый центральным правительством юг и занимаемый туарегами север. Пока туареги заявляют, что они не собираются идти на юг и укрепляют свои позиции на занятой территории. Очевидно, что они попытаются договориться с Бамако о независимости. Время пока работает на туарегов. Крайне маловероятно, чтобы Бамако в ближайшее время сумел восстановить контроль над восставшими племенами. Куда больше шансов, что на политической карте Африки, вслед за Эритреей и Южным Суданом, появится еще одно государство, пусть даже и непризнанное мировым сообществом. Но достигнут ли туареги своей цели? Хотя они и близки к этому, но на их пути масса препятствий.

Прежде всего, создание государства туарегов на севере Мали способно нарушить баланс сил в регионе, дестабилизировать ситуацию и спровоцировать восстание туарегов в Нигере, Буркина-Фасо и других африканских странах. В подобном сценарии не заинтересованы ни государства ЭКОВАС, ни Франция и Китай: восстание туарегов в 2007-2009 годах в Нигере нанесло серьезный ущерб добыче урана, которую ведут французы и китайцы. К тому же африканские государства - Буркина-Фасо, Нигер, Алжир и другие - никогда не пойдут на пересмотр своих границ. Хотя бы в силу этих причин вмешательство стран Африканского союза в ситуацию в Мали выглядит неизбежным.

Но существуют еще и другие мотивы, ставящие под сомнение жизнеспособность проекта «Азавад». Ведь если даже это образование и получит международную поддержку, то, как заметил в интервью «Фигаро» эксперт Института международных и стратегических исследований Пьер Жакмо, «трудно представить себе жизнеспособность такого региона с учетом отсутствия экономических ресурсов и инфраструктуры». А туареги-то занимают в основном территорию пустыни Сахары и незначительную часть тропической саванны Сахеля… И хотя Мали третий по объемам экспортер золота в Африке, только контроля над приисками мало для того, чтобы государство могло самостоятельно выжить.

Также не стоит упускать из виду и внутриклановые и внутриплеменные противоречия. Именно внутренние конфликты являются основным препятствием на пути создания государства Азавад. А как замечают эксперты, «временные союзы создаются, рушатся и перерастают в конфликты».

В восстании туарегов с самого начала главную роль играли две группировки - «Национальное движение за освобождение Азавада» (НДОА) и исламистское движение «Ансар ад-Дин» («Защитники веры»). И если НДОА стремится создать независимое государство на севере Мали, то «Ансар ад-Дин» выступает за создание независимого государства туарегов на всей территории Азавада на основе законов шариата. До последнего времени эти две политические силы туарегов выступали союзниками в борьбе с малийской армией и центральным правительством, но после установления контроля над севером Мали между вооруженными отрядами повстанцев начались столкновения. Это противостояние может закончиться для туарегов плачевно.

Возможно, повстанцы разделят свои новые владения на сферы влияния и не станут вмешиваться в дела друг друга. Но такой сценарий представляется маловероятным. Вероятнее всего между ними начнутся настоящие бои. Как это, например, было в иракском Курдистане во времена Саддама Хусейна, когда вооруженные отряды Демократической партии Курдистана и Патриотического союза Курдистана постоянно нападали друг на друга.

К тому же связи «Защитников веры» с такой одиозной организацией, как «Аль-Каида» в исламском Магрибе», также не способствуют росту поддержки в мире создания независимого государства туарегов на севере Мали: велики опасения, что в этом квазигосударстве на территории, контролируемой исламистами, будут созданы базы подготовки террористов из «Аль-Каиды». Поэтому, учитывая, что многое будет определять позиция западных государств, представители НДОА прилагают все усилия для убеждения международного сообщества в том, что «Ансар ад-Дин» не имеет
серьезного влияния на туарегов, которые являются «бастионом борьбы с терроризмом».

В эту среду Совет Безопасности ООН, рассмотрев ситуацию в Мали, принял заявление, требующее прекращения актов насилия на севере этой африканской страны. Однако интерес ведущих мировых держав к событиям в районе Тимбукту пока еще достаточно слабый. И это усиливает угрозу дестабилизации в регионе.