UA / RU
Поддержать ZN.ua

Программа Андрея Сахарова

В ходе участия в энергетической конференции, организованной в Гарвардском университете (США) Укра...

Автор: Алла Еременко

В ходе участия в энергетической конференции, организованной в Гарвардском университете (США) Украинским научным институтом и Дейвис-центром российских и евразийских исследований, автор этих строк познакомилась с директором Сахаровской правозащитной программы Татьяной Янкелевич, дочерью Елены Боннэр, вдовы академика Андрея Сахарова. Сегодня сахаровский архив находится в Дейвис-центре Гарвардского университета. О Сахаровской программе мы говорили с Татьяной Янкелевич.

— Сахаровская программа была учреждена в 2004 году и начала работать в августе того же года. Программа создана в Гарвардском университете в Дейвис-центре российских и евразийских исследований в связи с тем, что архив Андрея Сахарова был передан Гарварду Еленой Боннэр.

— Что представляет собой архив Сахарова?

— Это не только собственный архив академика (переписка, дневники, рукописи, статьи). Он состоит из нескольких коллекций, в том числе собрания прав человека. Коллекция Василия Гроссмана для украинских ученых может быть особенно интересной, поскольку он родом из Украины (г. Бердичева). Его «Черная книга», которую он составлял вместе с Ильей Эренбургом, была первым источником сведений о геноциде еврейского народа во время Второй мировой войны. Эта история имеет прямое отношение не только к России, но к Беларуси и Украине. Кроме того, В.Гроссман автор единственного крупного произведения русской литературы ХХ века о голодоморе — повести «Все течет», над которой он продолжал работать до самой кончины. У нас есть машинопись этого произведения, которая так никогда и не была опубликована в Советском Союзе, с авторскими правками на полях, сделанными им в госпитале незадолго до смерти. Также у нас сохраняется уникальный архив Андрея Амальрика, он был куплен Сахаровским фондом специально для архива Сахарова.

— Что собой представляет Сахаровская программа и каково ее назначение?

— Цель программы — интегрировать архив Сахарова в курс учебных занятий в Гарварде и сделать его доступным для исследователей, а также проводить программы, связанные с тем, что в Гарварде есть студенты уровня колледжа и аспиранты, занимающиеся изучением истории России и бывшего СССР через архив, и проекты, которые проводятся под эгидой Сахаровской программы. Один из таких проектов — Сахаровские стипендии — позволяют приехать в Гарвард и заниматься исследованиями людям из России. Это два человека в семестр, т.е. четыре в год. Программа имела финансовую поддержку на три года, начиная с 2006-го. Сейчас мы пытаемся найти средства, чтобы продолжить ее, так как она пользуется большой популярностью и дает возможность познакомиться с архивом Сахарова самым разным людям — преподавателям старших классов школ, в основном истории, уровня колледжа и университетским преподавателям, а также журналистам независимых изданий, ученым-правоведам, занимающимся вопросами права и прав человека, активистам правозащитных неправительственных организаций.

К сожалению, пока наша программа распространялась только на Россию, а не на все страны бывшего СССР. Моя мечта, чтобы программа стала более широкой и мы могли привлекать для участия в ней людей из таких стран, как Украина, и других, еще менее свободных, чем Россия.

— Отразилась ли недавняя кампания в Российской Федерации, направленная против неправительственных организаций, на работе Сахаровской программы?

— Думаю, отразилась в том смысле, что уменьшилось число кандидатов, подающих заявки на получение Сахаровской премии. Это, конечно, меня очень удручает.

— Тем не менее программа остается весьма популярной.

— Думаю, что да. Хотя я встречала различные оценки и подходы к Сахаровской программе вплоть до того, что «дают Сахаровские стипендии только своим». Заверяю вас, что это не так. Никто из стипендиатов не был личным протеже кого бы то ни было из участников процесса отбора. Он проходит в два этапа: сначала в России, затем окончательно — в Гарварде и Дейвис-центре. И это открытый процесс. Единственное обязательное требование — знание английского языка, что вполне объяснимо, ведь без этого люди не смогут эффективно использовать имеющиеся возможности для исследования. До прошлого года у нас среди участников программы не было москвичей, были люди исключительно из провинции — Томск, Барнаул, Краснодар, Новгород Великий, Назрань. Одна стипендиатка была из Москвы, но только потому, что она там учится в аспирантуре, а родом она из Нижнего Новгорода.

— Я знаю, что Дейвис-центр и Украинский научный институт при Гарвардском университете проводят совместные конференции. Одна из последних была посвящена проблемам энергетики в странах СНГ и Европе. Что еще вы планируете сделать совместно?

— Осенью мы планируем проведение конференции, посвященной 40-летию опубликования очень важного сахаровского документа — «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». Это первый так называемый меморандум А.Сахарова, опубликованный в июле 1968 года, а написанный во время Пражской весны и, конечно, под сильным впечатлением от тех событий. В этом труде А.Сахаров привлек внимание мирового сообщества, и в первую очередь ученых, к вопросам, которые до него в сущности никем не поднимались, прежде всего, о необходимости мирного сосуществования двух систем. Там он вывел свой тезис конвергенции социалистической и капиталистической систем; поднял проблемы мирового голода, демографическую и, конечно, внутренние проблемы Советского Союза. В этом документе, в котором ни разу не прозвучала фраза «права человека», Сахаров уже определил в сущности концепции, к которым он пришел в более развернутом и глубоком анализе в своих последующих выступлениях, когда уже начал формулировать концепцию и идеологию прав человека.

Еще одно мероприятие, которое мы планируем провести вместе с Украинским научным институтом и Дейвис-центром, — конференция, посвященная Катыни. Конечно, главным действующим лицом мы хотим увидеть Анджея Вайду и его фильм «Катынь». Если получится, это будет уникальное событие.