UA / RU
Поддержать ZN.ua

Продажа конфискованных активов Шелкова: первый блин комом

Автор: Андрей Швадчак

В июле Фонд государственного имущества Украины наконец объявил о начале приватизации конфискованных российских активов. Старт кампании был осторожным: на аукцион выставили единственный объект — аграрное предприятие «Инвестагро» на Днепропетровщине.

Раньше оно принадлежало российскому бизнесмену и поставщику военно-оборонной промышленности агрессора Михаилу Шелкову. Компанию конфисковали и передали в управление ФГИУ в феврале 2023-го.

Аукцион по продаже лота назначили на август. Впрочем, дела с продажей актива пошли не так гладко, как хотелось.

Читайте также: ВАКС конфисковал часть имущества российского миллиардера Шелкова в Украине

Что же пошло не так?

Несмотря на то, что у потенциальных инвесторов был почти месяц, чтобы подать заявку на участие, на первый аукцион по продаже предприятия так никто и не явился. В Фонде госимущества неудачу объяснили особенностями финансового положения компании.

Согласно условиям продажи покупатель на протяжении полугода после приобретения должен погасить более миллиона гривен долгов по зарплатам и перед бюджетом. Но это только часть задолженности компании, которая в целом составляет более 17 млн грн и с которой придется иметь дело инвестору.

Кроме того, почти 40% балансовой стоимости компании составляет дебиторская задолженность, то есть долги контрагентов перед предприятием, тогда как собственные имущественные активы оцениваются в немногим менее 4 млн грн. Более того, почти вся недвижимость «Инвестагро» находится под запретом отчуждения. Поэтому покупатель фактически не сможет получить под полный контроль значительную часть актива сразу после его приобретения.

Не добавляет уверенности потенциальным инвесторам и нестабильная ситуация в аграрном секторе из-за войны. По данным опроса Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, 44% производителей сельскохозяйственной продукции сообщали о катастрофическом росте ее себестоимости, а каждый четвертый респондент говорил о сокращении или прекращении производства из-за войны. Подтверждает эту статистику и финансовая отчетность компании — себестоимость продукции за половину 2023 года превысила годовые показатели за предыдущие три года.

К тому же, несмотря на сообщение правительства о разминировании сельхозугодий на Днепропетровщине, предприятие продолжает находиться в 55 километрах от линии столкновения. А это также оказывает негативное влияние на инвестиционную привлекательность актива.

В совокупности эти обстоятельства подтверждают наличие проблем, при которых объявленная стартовая цена — 55 млн грн — не отвечает реальной стоимости актива.

Однако продажа проблемных активов обычное дело для Фонда госимущества. Особенно учитывая состояние, в котором передают наши государственные предприятия для дальнейшей приватизации. Для этого в законодательстве предусмотрены соответствующие механизмы, а именно проведение повторных аукционов, где частные инвесторы могут посоревноваться за объект уже за половину его стартовой стоимости, которая при этом не ограничивает их в возможности увеличить цену.

Так что после первой неудачной попытки система Prozorro.Продажі автоматически объявила повторный аукцион по приватизации актива. Но и он не состоялся — через день после объявления ФГИУ отменил аукцион.

В ведомстве не прокомментировали это решение, акцентировав на подготовке к приватизации новых конфискованных объектов. Но, согласно тексту приказа об отмене аукциона, его приняли «с целью достижения целей приватизации и обеспечения поступлений от приватизации в государственный бюджет». Итак, продажу могут отложить, чтобы найти возможности для улучшения актива или даже альтернативного сценария. Возможно ли это в перспективе?

Читайте также: Минюст национализировал завод российского олигарха в Конотопе

Что может со своей стороны сделать ФГИУ?

  1. Снижение долговой нагрузки.

Из-за неблагоприятных условий в сельхозсфере за последние полтора года финансовые показатели предприятия существенно ухудшились. Как следствие, денежных средств (немногим более 3 млн грн) достаточно для погашения задолженности перед бюджетом и работниками, но недостаточно для погашения долгов перед кредиторами.

Часть денежных требований (2,8 млн грн) кредиторов к предприятию все еще является или может стать предметом судебного разбирательства — в случае их необоснованности они могут быть обжалованы. Но без поступления дополнительных ресурсов, например, от взыскания дебиторской задолженности, существенное снижение долговой нагрузки на компанию маловероятно.

  1. Снятие действующих отягощений на имущество.

Еще одна проблема, которую может попробовать решить Фонд, — освободить имущество компании из-под отягощений. 24 из 25 объектов ее недвижимого имущества находятся под запретом. Но, несмотря на законодательно установленную возможность отчуждать отягощенное имущество, вряд ли это подтолкнет инвестора его приобрести и в дальнейшем разбираться с этими запретами, особенно если они действуют еще с 2011 года.

  1. Взыскание дебиторской задолженности и переоценка стоимости предприятия.

По данным финансовой отчетности компании, на протяжении 2022 года задолженность контрагентов перед ООО «Инвестагро» за приобретенную у него продукцию выросла с 184 тыс. до 11,8 млн грн. По состоянию на конец июня суммарная дебиторская задолженность составляла уже 21 млн грн.

Впрочем, согласно информации из Единого государственного реестра судебных решений, компания только раз с начала 2022 года обратилась в суд по взысканию задолженности в свою пользу. Это свидетельствует о продолжительной бездеятельности менеджмента и необходимости проанализировать и наладить работу компании по возврату принадлежащих ей средств. По результатам этого можно будет сделать переоценку для отображения реальной ситуации с активами предприятия.

  1. Альтернативный сценарий продажи.

До объявления первого аукциона в СМИ встречалась информация о необходимости объединить предприятие в приватизационный пул с другим бывшим активом олигарха Шелкова — Демуринским горно-обогатительным комбинатом. Его Фонд госимущества также рассчитывает продать в этом году.

Дело в том, что арендованные «Инвестагро» земельные участки якобы занимают почти половину территории Волчанского месторождения титано-циркониевых руд, которое разрабатывает именно Демуринский ГОК. Объединение и дальнейшая продажа этих предприятий как одного лота должны были бы обеспечить рост цены и заинтересованность в них со стороны инвесторов. Тем более уже ведутся переговоры о присоединении комбината к другому гиганту титановой отрасли — «Объединенной горно-химической компании».

Читайте также: СБУ задержала "правую руку" Шелкова, вывозившего титан из Украины для производства "Калибров"

Однако для объединения указанных объектов в пул необходимо соблюдение нескольких условий:

В Фонде госимущества сообщили, что использование земельных участков, которые сейчас арендует «Инвестагро», в перспективе может обеспечить ритмичную работу ГОК согласно установленной проектной мощности. Вместе с тем в ведомстве считают объединение активов ГОК с «Инвестагро» бесперспективным, ведь последнее фактически не владеет земельными участками, а лишь арендует их у частных собственников. Именно с ними будут заключать земельный сервитут в случае необходимости использовать эти участки для деятельности комбината.

Однако ситуация может измениться после открытия для юридических лиц доступа к рынку сельскохозяйственных земель, запланированного уже с начала 2024 года, и предоставления преобладающего права для арендаторов на приобретение ими земельных участков в пользование. Поэтому полностью отбрасывать такой сценарий продажи «Инвестагро» тоже не следует.

Первая неудача с продажей конфискованных активов продемонстрировала, какое пристальное внимание инвесторы уделяют проблемным активам, особенно во время войны.

Отменив аукцион, Фонд госимущества взял паузу в продаже «Инвестагро», чтобы найти дополнительные возможности улучшить актив. Мы видим пространство для этого: предложенные сценарии потенциально помогут устранить часть его проблем перед объявлением нового аукциона. При этом маловероятным, но все же реальным остается и объединение «Инвестагро» с другими активами для дальнейшей продажи.

Реализация любого из этих сценариев займет какое-то время, поэтому ведомству следует параллельно продолжать работать с другими конфискованными активами, и Фонд объявил об этом. Но получить максимум от приватизации возможно лишь при надлежащей подготовке активов перед продажей, в ином случае придется гасить пожар в авральном режиме либо искать альтернативные пути повысить инвестиционную привлекательность объектов.

Важно, чтобы этот опыт учли перед продажей следующих российских активов. Иначе они так и не заработают на восстановление Украины.