Призрак коммунизма пришел в Россию из Европы: казавшийся в Женеве или Берлине почти цивилизованным, он быстро освоил российские манеры, стал материться, плевать через плечо и стрелять из пулемета, распевая революционные песни. Комфорт женевских кофеен стал казаться призрачным даже самим рыцарям диковатого призрака коммунизма.
Призрак референдума о продлении президентских полномочий пришел в Россию из Центральной Азии. Первым такой референдум провел у себя почитаемый вождь туркменского народа Сапармурад Ниязов. Референдум удался. Ниязов будет править долго. Следующим референдум о продлении своих полномочий до 2000 года провел прагматичный президент Узбекистана Ислам Каримов. Референдум удался. 29 апреля должны высказаться о продлении срока полномочий своего президента граждане Казахстана. Референдуму предшествовала долгая и трогательная юридическая процедура. Нурсултан Назарбаев решился на его проведение только после того, как Конституционный суд республики издал вердикт о незаконности прошедших в прошлом году выборов в казахстанский парламент. Вслед за этим Ассамблея народов Казахстана посоветовала оставшемуся без парламента президенту упрочить свою власть. Назарбаев прислушался. Очевидно, прислушаются к этому и избиратели. Наконец, киргизский парламент высказался за проведение референдума о продлении срока полномочий Аскара Акаева до 2000 года. Президент-академик пока кокетничает: на то и первый демократ Центральной Азии, чтобы, жеманясь, подписывать указы, которые в Ташкенте подмахиваются с уверенным достоинством, а в Алма-Ате — с доброй уверенностью...
Почти одновременно о референдуме заговорили и в Москве. Заговорили полушепотом, чтобы не обижать еще не решившего, будет ли он выдвигать свою кандидатуру на следующих выборах, президента или не вспугнуть пробравшийся через казахстанско-российскую границу призрак. Необходим был политик, который озвучил бы сокровенные мысли. И такой политик нашелся — бывший вице-президент Российской Федерации Александр Руцкой сообщил на учредительном съезде своего социал-патриотического движения «Держава», что в администрации президента уже подготовлен указ, отменяющий выборы и назначающий вместо них референдум о продлении президентских полномочий.
Администрация и помощники отдыхающего на югах Бориса Ельцина радостно начали опровергать Руцкого, однако сами по себе эти опровержения еще ничего не значат. Вариант с проведением референдума кажется достаточно интересным для целого ряда политиков, чье будущее с исчезновением нынешнего президента из Кремля сразу же превращается в прошлое. Приходится называть имена, которые составляют сегодня авангард российской политической элиты. Первый вице-премьер Олег Сосковец, начальник охраны президента Александр Коржаков, начальник Главного управления охраны Михаил Барсуков, министр обороны Павел Грачев, министр внутренних дел Виктор Ерин, секретарь Совета безопасности Олег Лобов слишком сильно связали себя с Ельциным, чтобы рассчитывать на благосклонность следующего президента, если только он не будет из их команды (но и тогда: не сохранит же он всех прежних соратников, кто-то обязательно окажется козлом отпущения за грехи всей команды). Пока в премьер-министрах — т.е. конституционных наследниках Ельцина — Виктор Черномырдин, эта группа, осуществляющая, как видим, контроль за силовыми структурами, вынуждена держаться за Ельцина, как за спасательный круг. За перечисленными выше политиками нет ни поддержки регионов, как у спикера верхней палаты российского парламента, ни даже условно сформированных оргструктур, как Партия российского единства и согласия вице-премьера Сергея Шахрая. Зато за ними — чеченский компромат на Грачева, чеченские и украинские грехи на Сосковце, история с сектой «АУМ Синреке» у Лобова... и этот список эпизодов можно, конечно, продолжать и продолжать. Незначительные сегодня, они могут стать главными темами, когда за соратниками уже не будет Ельцина.
Общественная поддержка идеи? Почему бы и не поддержать ее тем, кто опасается, что в результате президентских выборов новым главой России окажется Владимир Жириновский или, в лучшем случае, Геннадий Зюганов. Если левые победят на ближайших парламентских выборах, а Ельцину не удастся стать для них своим, такое количество скептиков возникнет во влиятельных слоях общества! Интеллигенция, банковская элита, предприниматели от крупных до мелких вспомнят о референдуме и будут уговаривать президента издать соответствующий указ. Впрочем, среднеазиатский призрак может в России в очередной раз быть приспособленным к местным условиям и общенародное голосование не увенчается успехом. Вот тогда-то президентская партия рискует прийти к выборам полностью деморализованной и Ельцина в ее рядах уже наверняка не будет. И вот именно тогда возможен новый серьезный политический кризис, связанный, например, со сменой премьера, назначением главой правительства человека из ближайшего президентского окружения с последующей передачей ему полномочий главы государства. Этому новому главе и придется отменять выборы, мотивируя это сложной политической и экономической ситуацией в стране, возможно — распускать парламент и затем рассчитывать на выборы спустя несколько лет, когда к нему уже все привыкнут. Но, разумеется, в этом случае Россия снова погружается в пучину непредсказуемости...
Возможен ли в России украинский вариант, когда власть будет стремиться отменить президентские выборы, но таки не решится на этот шаг? Вероятно, да — и это уже главным образом зависит от самого Ельцина. Президент может быть вполне уверен в рейтинге — при дворе стараются говорить ему только хорошее. Почему бы и не пойти на повторное избрание, сопровождаемое мощной пропагандистской кампанией по недавно приватизированному властью 1-му каналу «Останкино»? И тут-то происходит то, чего избежали благополучно центральноазиатские коллеги Ельцина: выигрывает выборы отнюдь не президент. Но и не представитель демократических сил. А некто крайне нелюбимый прогрессивной общественностью. «Я подниму Россию с колен! Вся власть — Советам, долой эксплуататоров! Россия — великая держава, я не позволю унижать русских!» Все в ужасе жмутся в квартирах, надеясь на армию, которая в очередной раз собирается спасти государство от надвигающегося краха. Или не собирается?
Может действительно лучше референдум провести?