UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРИКАЗАНО УВОЛИТЬ

В Ясиноватском строительном техникуме транспортного строительства более двадцати лет работала преподаватель-социолог Антонина Михайловна Хромова...

Автор: Евгений Коваль

В Ясиноватском строительном техникуме транспортного строительства более двадцати лет работала преподаватель-социолог Антонина Михайловна Хромова. Премиями министерства награждалась, учащиеся ее уважали и после учебы не забывали. Многими грамотами отмечена. Словом, до самого последнего времени справедливо числилась Антонина Михайловна среди лучших. А вот в году нынешнем... За три всего месяца - семь взысканий, да четыре комиссии по ее душу, восемь приказов и объяснительных - несть числа. И «наезжает» то самое руководство, которое раньше только и знало, что раздавать почести да одаривать начальственной милостью. Отчего это вдруг такой поворот? А все объясняется просто.

Ясиноватая - городок хотя и маленький, а с «изюминкой». И особенно если касается учебных заведений. Всюду в Украине школьным учителям зарплату задерживают, в Ясиноватой, представьте, платят. И педагоги говорят местной администрации вполне заслуженное «спасибо». Ну, это-то понять можно.

А непонятно стало Антонине Михайловне, почему в их техникуме совсем иная картина. Учащимся стипендию не выплачивают по году, а преподавателям зарплату. И почему на зарплату денег нет, а на премии по личному желанию директора есть. Откуда взялись денежки, и немалые, на съемки фильма об «успехах» техникума. И на презент в виде безвозмездного кредита какому-то предприятию (КСП)? И зачем, спрашивается, за бесценок распродано имущество общежития? В общем ставила Антонина Михайловна вопросы конкретные. И ведь не она первая.

Иные коллеги и раньше нее пытались отыскать правду-матушку в этих стенах. А что из этого получилось? Уволены...

Печальный опыт не пошел впрок. Прямо-таки детективный интерес у Антонины Михайловны. И начала она в инстанции писать. И что же? Нагрянула ревизия и выявила отдельные нарушения. Не все, считает Хромова, но и тех вполне хватило, чтобы директор девятнадцати подчиненным объявил по взысканию. Дескать, все кругом виноваты, один руководитель шагает в ногу.

И вот пришла ноябрьская, 1996 года, учебная сессия. А с ней и свои трудности. То целая группа курсовой проект не успела подготовить и теперь высиживает над ним сутками, то времени на зачетные доклады нет. А где ж его взять, если на три группы, а это больше ста человек, всего... один учебник. Антонина Михайловна справилась. Учебники свои принесла, установила очередность тех самых докладов и в конце концов навела порядок.. И все бы хорошо...

Но вот велит ей начальство выставить оценки вопреки министерским правилам, т.е. без учета докладов. В этот раз не возражала... И началась сессия, для Антонины Михайловны юбилейная, пятидесятая по счету. И... роковая. «Сюрприз» ожидал юбиляра на финише.

Только что миновал последний экзамен - и директорский приказ тут как тут. А в нем Хромовой выговор: за невыставление оценок (тех самых, без докладов) и нарушение приказа министра, за срыв учебной сессии. Антонина Михайловна в недоумении. Как же так? Ведь и оценки выставлены, и сессия вовремя завершена. Так и не получив внятных разъяснений в дирекции, обратилась в комиссию по трудовым спорам. Мол, урезоньте начальство.

И вот собирается КТС в составе из семи человек, и четверо из них - руководящие работники. И видит поднаторевшая в трудовом законодательстве Антонина Михайловна это явное нарушение и уже не молчит. И еще, что зам.директора собственной властной рукой какие-то исправления в протокол заседания вносит... В общем, не отменила та комиссия выговор.

Тогда решила Антонина Михайловна обратиться в суд. Имеет полное право. Но еще два месяца в техникуме не выдавали копию приказа, а без нее суд заявление не принимает. В это время в техникуме устроили проверку специально для Антонины Михайловны. Мол, какой она специалист в своей сфере. А нарушений никаких нет...

Увы, начальственные «заботы» отозвались тяжелой болезнью. Укатали стойкого социолога крутые ясиноватские горки. Но и в больнице не оставили ее в покое. Прямо к больничной койке поднесли Хромовой очередной «гостинец» - распоряжение. С обязательным предписанием «явиться за увольнением».

Нет, серьезно. Диву даешься, как безоглядно в угоду собственным амбициям ретивые чиновники попирают элементарные законодательные нормы. Ведь прежде чем подписывать приказ об увольнении, заглянул бы ясиноватский директор в законодательство о труде. И глядишь, понял бы, что грубо нарушает статью 40-ю КЗоТа, в которой черным по белому: «Не допускается увольнение работника в период временной нетрудоспособности...» И разве одну эту статью?

Никак не согласуются его деяния в отношении опального преподавателя ни со статьями КЗоТа, ни закона Украины «Об образовании», ни с параграфами ведомственных нормативных актов, ни с уголовным кодексом, где статья 134-1 ясно трактует о преследовании за критику, ни с Конституцией, которая гарантирует от незаконного увольнения... Такова буква закона. О нравственной стороне конфликта пока умолчим. И какие требуются слова? Ведь и двоечнику понятно, что здесь к чему.