UA / RU
Поддержать ZN.ua

Правовая дорога в бесправие?

Одна из злободневных тем нашего времени — Сopyright и его защита. Всемирно известная энциклопедия Бри...

Автор: Ирина Кириченко

Одна из злободневных тем нашего времени — Сopyright и его защита. Всемирно известная энциклопедия Британика (Britanica) дает следующее определение термину copyright: «исключительное, юридически защищенное право воспроизводить, распространять и исполнять литературное, музыкальное, драматическое или художественное произведение».

Копирайт возникает в момент создания авторского произведения вне зависимости от того, где и когда это произведение было опубликовано или обнародовано и было ли опубликовано вообще, а также зарегистрированы ли права автора на его творение. Т.е. это одна из форм охраны интеллектуальной собственности, существующая с давних времен и обеспечивающая определенный режим охраны интеллектуальных продуктов и их использования. Знак a означает, что данное произведение (данная Copia) защищена законом об авторском праве: «Copyright. All rights reserved» («Авторское право: все права защищены»).

Со временем экономическая составляющая использования результатов творческой деятельности изменилась: из преимущественно культурных ценностей в XIX веке объекты авторского права в XХI веке превратились в главенствующий фактор технологического, научного и информационного развития общества. Превращение информации в товар, ее назначение и способы получения, в свою очередь, отразились на содержании и свойствах объектов интеллектуальной собственности, экономическая ценность и привлекательность которых постоянно растет. Это и программы для ЭВМ, и мультимедийные произведения, и музыкальные файлы формата МР3.

Все это приводит к стремительному росту числа нарушений авторских и смежных прав в невиданных доселе масштабах, а характер этих нарушений вышел за рамки традиционных споров между автором и издателем. Несанкционированное использование книг, кинофильмов, музыкальных произведений, компьютерных программ и игр превратилось в доходный нелегальный бизнес, известный под интернациональным названием «пиратство».

Неся большие финансовые потери вследствие пиратского использования своих произведений, правообладатели не жалеют сил и средств, чтобы не только пресечь такое использование впредь, но и возместить понесенные убытки. Особенно ярко это можно проследить на примере музыкальной индустрии, где само существование объекта тиражирования — музыки — прямо зависит от все той же индустрии звукозаписи, ведь она финансирует создание все новой и новой музыки, и сокращение денежного потока от слушателей неминуемо приведет к урезанию финансирования профессиональных музыкантов.

В Украине одним из наиболее резонансных является спор между контент-провайдерами — компанией «Пойнт Ком» и ее конкурентом — «Днепр Телеком» (торговая марка MOBILEMANIA) о нарушении авторских прав на саундтрек к фильму «Бой с тенью» автора Шелыгина, использованный в форме рингтона, реалтона, рингбектона. Этот спор рассматривался хозяйственными судами Украины всех инстанций, и, согласно решению суда, «Днепр Телеком» должен заплатить 29 тыс. грн. за нарушение авторских прав и еще столько же как возмещение ущерба деловой репутации «Пойнт Ком».

Не ставя под сомнение справедливость такого решения, зададим вопрос: а как быть с произведениями тех «коллег» г-на Шелыгина, которые по какой-либо причине не заключили договор с компанией «Пойнт Ком» о передаче имущественных прав или же срок охраны этих прав истек? Лично у меня вызывает сомнение, что другой композитор, произведения которого не менее востребованы в качестве рингтонов, чем прославленный саундтрек, и кроме того используются в рекламе лексредств для алкогольной абстиненции abstinentia, например, г-н Моцарт, был бы в восторге от такого использования своего наследия, независимо от материальной компенсации.

Однако это только часть обратной стороны медали под названием «копирайт». Если говорить о том, на что его действие не распространяется, то, на первый взгляд, законами о копирайте предусмотрены справедливые исключения из правовой охраны. Так, не могут быть защищены идея, концепция, процедура, процесс, принцип и т.д., поскольку, к слову, запрет на использование той или иной идеи исключит ее из пользования человечеством и сделает невозможным создание новых и оригинальных работ на ее основе. Применительно к литературным произведениям не охраняется их сюжетная линия, тема. Так, роман Л.Толстого «Война и мир» является объектом авторского права, равно как и отдельные узнаваемые его части, но его тема — войны и мира, добра и зла, чести и бесчестия — не является охраноспособной и используется во многих произведениях.

Однако не все так просто: сроки охраны копирайта растут (у нас это жизнь автора + 70 лет после его смерти), а меры по его защите ужесточаются, что приводит к малоприятным парадоксам. Графоманы и малоизвестные литераторы подают в суд на авторов популярных романов, обвиняя их в похищении сюжетов из своих произведений. Фактически ни один автор не может быть уверен в том, что его произведение не может быть признано плагиатом, поскольку нечто подобное было создано ранее. Аранжировка известных музыкальных произведений — вообще отдельная история. Так, группа The Verve записала один из своих хитов, использовав музыкальные темы монстров рока Rolling Stones. The Verve этого и не скрывала, но вынуждена была перечислять 100% гонораров, полученных за исполнение хита, в копилку Rolling Stones.

А ведь производное произведение бывает удачнее оригинала. Хрестоматиен пример с мышонком Микки-Маусом: его создатель художник Уолт Дисней создал первый мультфильм о Микки «Пароходик Вилли», использовав в качестве основы сюжета фильм великого комика Бастера Китона «Пароход Билл».

Возникает парадокс: международная защита копирайта делает мир менее свободным и уничтожает дух творчества. Время, когда мы использовали чужие тексты и цитаты для написания своих школьных сочинений и рефератов, уходит в прошлое. Технологии, позволяющие владельцам авторских прав эффективно контролировать то, как общество распоряжается их собственностью, стремительно развиваются.

Так, кинопроизводители и компании звукозаписи стали использовать программы, позволяющие обнаруживать в сети пользователей, нелегально скачивающих кино или музыку. Также разработано программное обеспечение, которое позволяет находить в сети куски текста, скопированные из того или иного источника. Подобные программы (например, WCopyfinder или iThenticate) используют юридические фирмы, защищающие интересы писателей и журналистов, а также сами средства массовой информации (по сообщению агентства Associated Press, газета USA Today применяла его, чтобы доказать, что один из ее журналистов занимался плагиатом).

Таким образом, защита интеллектуальной собственности стала одной из причин того, что технологическая революция превращается из дороги к свободе — в путь к чему-то иному. Число объектов копирайта растет в геометрической прогрессии. Также растет и количество пиратов, не связанных государственными границами и не ограниченных в плане технических средств. Соответственно растут затраты владельцев авторских прав на отслеживание нарушений. В конечном итоге значительная часть усилий собственников копирайта может уходить не на создание нового, а на защиту старого.

…Некто Ли-Чен Вэнг, один из первых создателей компьютерных программ, наверное, в шутку включил в текст одной из них следующие слова Copyleft, all wrongs reserved. Это игра слов, смысл которой можно было бы выразить примерно как: «Copyleft: мои права защищены моим бесправием». Затем группа американских интеллектуалов под руководством Лоуренса Лессига создала неформальное движение с условным названием Copy Left («авторское лево» или «левая копия»), направленным на «раскрепощение» порядка доступа к произведениям.

И закончить эту заметку хотелось бы его словами из книги «Возвращение общественного достояния»: «Мы видим, как закладывается основание нашего будущего, в котором обладатели прав «интеллектуальной собственности» получат такой контроль над этой собственностью, какого у них не было никогда. Этот контроль... разительно не соответствует тому балансу интересов, который всегда стремилось воплотить право интеллектуальной собственности; этот контроль позволит «закрыть» общество, которое мы сейчас называем открытым».