UA / RU
Поддержать ZN.ua

Право на индексацию

О нарушении Кабинетом министров Украины (далее — КМУ) Закона Украины «Об индексации денежных доходов населения» (далее — Закон) и Конституции Украины уже сообщалось в СМИ...

Автор: Эльвира Свирщова

О нарушении Кабинетом министров Украины (далее — КМУ) Закона Украины «Об индексации денежных доходов населения» (далее — Закон) и Конституции Украины уже сообщалось в СМИ. Как и об отсутствии надлежащего контроля Верховной Рады Украины (далее — ВРУ), предусмотренного Конституцией Украины, за деятельностью Кабмина в этом вопросе. Нарушение состоит в несоответствии требованиям Закона части норм Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением КМУ №1078 от 17.07.03 г. (дальше — Порядок), которые правительство применяет для сужения прав граждан на индексацию их доходов. Последствием такого сужения является резкое обесценивание этих доходов, то есть значительная потеря их покупательной способности в условиях инфляции, что не способствует борьбе с бедностью, провозглашенной президентом.

В последнее время произошли некоторые положительные изменения. Комитет по вопросам социальной политики и труда ВРУ, к полномочиям которого относится контроль за выполнением правительством именно этого Закона, признал незаконность действий правительства и 2 декабря 2009 года утвердил решение, в котором рекомендовал КМУ обеспечить приведение Порядка в соответствие с требованиями Закона с учетом решений Конституционного суда Украины №10-рп/2008 от 22.05.08 г. Однако из писем КМУ за №2158/0/10/10-зв от 30.04.10 г. и №3307/0/10/10-зв от 27.07.10 г. видно, что правительство не собирается этого делать. Наоборот, этими письмами оно подтверждает, что намерено и в дальнейшем нарушать Закон вопреки предвыборному обещанию президента, что законы Украины будут выполняться.

При этом правительство признает, что оно продолжает применять подмену норм статей 2, 4, 6 Закона, определяющих метод начисления индексации и гарантированный государством ее размер, своей нормой: «...в случае повышения размеров минимальных государственных социальных гарантий, а также в случае роста денежных доходов населения без пересмотра их минимальных размеров месяц, в котором произошло такое повышение, считается базовым при начислении индекса потребительских цен для проведения индексации (дальше — ИПЦ). Индексация за этот месяц не проводится. А со следующего за базовым месяца для продолжения дальнейшей индексации начинается новое начисление индекса потребительских цен нарастающим итогом». Однако считает эту подмену «обоснованной», ссылаясь на ст. 1 Закона, которая позволяет рассматривать как индексацию любые повышения доходов граждан:

«Индексация денежных доходов населения — это установленный законами и другими нормативно-правовыми актами Украины механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возмещать подорожание потребительских товаров и услуг».

Однако в цитированной выше норме Порядка не учтены требования Закона к уровню повышения доходов, которые содержатся в его статьях 1, 2 и 6. Этот уровень не может быть каким угодно, ведь он должен обеспечить возмещение подорожания потребительских товаров и услуг, гарантированное государством. Исходя из ст. 6, этот уровень определяется как произведение размеров месячного прироста ИСЦ и прожиточного минимума.

В соответствии с этими нормами Закона каждый раз, прежде чем объявить месяц базовым, необходимо проверить, обеспечен ли гарантированный государством уровень возмещения подорожания потребительских товаров и услуг. Такая проверка указанной нормой Порядка не предусмотрена. А без нее Закон не выполняет своего назначения, определенного в ст. 1, «частично (то есть в пределах прожиточного минимума, гарантированного государством) возмещать подорожание потребительских товаров и услуг». Следовательно, без нее эта норма Порядка не отвечает ст. 1 Закона.

Без такой проверки установление базовых месяцев становится главным инструментом КМУ, которым он, вопреки ч. 3 ст. 22 Конституции Украины, существенно сужает объемы прав граждан на индексацию, предоставленные Законом, вплоть до полного ее упразднения.

Применение правительством указанной нормы Порядка позволяет ему в десятки раз уменьшать размер месячных сумм индексации, рассчитанной по Закону, или полностью блокировать действие Закона. Например, в 2008 и 2009 годах индексация значительной части пенсий вообще не происходила при инфляции 22,3 и 12,3% соответственно. Индексация многих пенсий в этом году началась с определения базовым октябрь 2009 года. Это означает, что индекс потребительских цен для индексации за этот месяц считался нулевым, как и соответствующая месячная сумма индексации. То есть при этом не учитывались предыдущие значения этих параметров (будто бы инфляции до октября 2009 года не было).

«Обоснование» КМУ указанной нормы Порядка, приведенное в его письмах, свидетельствует о том, что правительство не считает обоснованными названные здесь нормы Закона и Конституции Украины, которым противоречит эта норма. Однако это его убеждение не дает ему права нарушать Закон. Это провозглашено в ч. 2 ст. 19 и в ст. 92 Конституции Украины. В то же время ч. 1 ст. 29 ЗУ «О Кабинете Министров Украины» дает ему право выступить с инициативой перед ВРУ о внесении изменений в Закон, «обоснованных» им. Возникает вопрос: почему за семь лет с момента вступления в силу Закона правительство не отважилось выступить с такой инициативой?

В этом году поступило два обращения в ВРУ с сигналами о том, что правительство продолжает нарушать Закон, и с вопросом о сроках приведения Порядка в соответствие с Законом, установленных ее решением от 01.12.09 г.
Эти обращения содержали также опровержение «обоснований» КМУ указанной нормы Порядка и просьбу продолжить осуществление контроля за выполнением правительством норм Закона и Конституции Украины. К сожалению, контрольные функции ВРУ сейчас снова свелись к перенаправлению наших обращений на рассмотрение КМУ. При этом складывается впечатление, что Верховную Раду не интересуют результаты рассмотрения, и она поручает правительству ознакомить с ними только общественность, не требуя копий для себя.

Вместе с тем необходимо продолжить осуществление контроля за выполнением правительством Закона Украины «Об индексации денежных доходов населения», предусмотренный ч. 13 ст. 85 Конституции Украины. Кроме того, утверждая Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год»,
нельзя допускать применения постановлений КМУ, содержащих нормы, которые сужают права граждан, предоставленные законами Украины, в частности и гарантированные Законом Украины «Об индексации денежных доходов населения».