UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОТРОШИТЕЛИ ФЕРМ

Помнится, еще популярный литературный герой по имени Остап очень не рекомендовал совершать противоправные действия в отношении государственных структур...

Автор: Надежда Гоцуенко

Помнится, еще популярный литературный герой по имени Остап очень не рекомендовал совершать противоправные действия в отношении государственных структур. Оно и понятно, ведь госмашина, как известно, шутить не любит. Рядовые же граждане, озлобленные экономической ситуацией, тоже защищают свое кровное как могут - тут, по выражению того же Остапа, и «баки могут набить». Но, по понятиям воров, все же есть одна преступная отрасль, которая, как принято думать, почти безопасна. Речь идет о кражах крупного рогатого скота.

Нынешние масштабы этого бедствия таковы, что никого уже особо и не удивляет практически постоянная информация по этому поводу, содержащаяся в милицейских сводках. Кражи крупного рогатого скота становятся обычным явлением. Масштаб бедствия, без сомнения, таков, что если сложить все украденное преступниками мясо, то вполне можно было бы оказать гуманитарную помощь какой-нибудь небольшой стране с еще более бедственным экономическим положением, чем у нас.

Сотрудник центра общественных связей Управления внутренних дел Украины в Николаевской области Евгений Ласкин в беседе с корреспондентом «ЗН» попытался проанализировать «истоки» скотокрадства:

- Преступников привлекает довольно быстрый оборот дела: ночью с фермы выкрали, где-нибудь, в лесополосе, за селом, забили несчастную скотину, тут же разделали тушу, продали оптом на рынке, и вот они - «живые» деньги. Да и охрана на некоторых фермах, которой до совершенства далеко, позволяет ворам без особого труда похищать буренок.

Недавно в Николаеве завершилось слушание очень типичного дела целой группы потрошителей ферм. Эта группа состояла из четырех человек, нигде не работающих жителей села Калиновка Жовтневого района.

«Боевое крещение» группы состоялось в середине февраля нынешнего года. В Вознесенском районе ночью с территории молочно-товарной фермы «Украина» коллективного сельскохозяйственного предприятия имени Тимирязева скотокрады увели двух бычков общим весом 490 килограммов. Фактическая стоимость крупного рогатого скота в этом КСП, по оценкам специалистов - 2,5 гривни за килограмм живого веса. Таким образом, кража бычков «обошлась» сельхозпредприятию в 1225 грн. - немалая сумма для селян.

Через какой-то десяток дней из родного села Калиновка все члены преступного квартета передислоцировались в Веселиновский район, где на территории первой фермы КСП «Червона Україна» похитили двух годовалых бычков общим весом 240 килограммов. Результат: КСП понесло убытки - 960 гривен.

Через месяц, в марте, этот же квартет скотокрадов вновь прибыл на уже «проверенное» место - ферму «Украинка», где их добычей стала корова весом в 370 килограммов, а сельхозпредприятие на сей раз не досчиталось 925 гривен.

Опьяненные удачей и безнаказанностью, скотокрады обнаглели и уже буквально на следующий день решили нанести визит на ферму коллективного сельскохозяйственного предприятия «Таборовка» Вознесенского района, откуда благополучно утащили разделанную тушу 342-килограммовой коровы. Ущерб, нанесенный потрошителями ферм, составил 947 гривен.

По отношению к единственной в группе женщине преступники во время выходов на «дело» вели себя «по-джентльменски»: дама «стояла на стреме». Ее муж и В.Попа должны были вывезти скот с фермы, забить, разделать тушу и погрузить в автомобиль А.Лешко. А уж тот перевозил мясо забитых животных и оптом реализовывал его на рынках. Соответственно и дележ добытых неправедным путем денег происходил согласно «вкладу» каждого: одна треть предназначалась Ивану Томе, а остальное делилось поровну между его супругой и другими членами преступной группы.

Надо сказать, что когда правоохранительные органы вышли на след потрошителей ферм и передали дело в суд, то там, определяя меру наказания, тоже учитывали «вклад» каждого. Двое участников группы приговорены к трем с половиной годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии усиленного режима с конфискацией принадлежащего им имущества. В отношении жены одного из них уголовное дело было прекращено до судебного разбирательства. Еще один соучастник приговорен к трем с половиной годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора сроком на один год и выплате штрафа в размере 680 гривен. Кроме этого, осужденные должны возместить убытки КСП - всего более шести тысяч гривен.

...Итак, суд состоялся. Приговор вынесен, и преступники наказаны. Однако председатели местных КСП и заведующие ферм от этого спокойнее не зажили. Уж очень типично нынче это преступление-скотокрадство и, будем честными, довольно легковыполнимое. Выход, думается, только в одном. На уровнях хозяйств, районов, изыскивая средства, максимально укреплять фермы, заботиться об их защите от набегов «потрошителей».

И еще об одном нюансе. Изучая биографии скотокрадов, нельзя было не обратить внимание, что, как правило, все они - безработные - с одинаковыми социальными «родимыми пятнами»: без работы, зато имеют на иждивении малолетних детей. И, по большому счету, как ни укрепляй многострадальные фермы, но если человек голоден и дома его ждут такие же голодные дети, он все равно рано или поздно пойдет «брать» ферму, будь та даже обнесена колючей проволокой. Поэтому надо думать, что такое явление, как кража скота с ферм, - не только и не столько криминальная, но еще и социальная болезнь.