UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РАКУРСЫ БОРЬБЫ С КРИМИНАЛОМ… БУДЕТ ЛИ НАСТУПЛЕНИЕ НА «БАШМАКОВ» ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ФАЗОЙ БОРЬБЫ КРЫМСКОЙ МИЛИЦИИ С ОПГ?

Некоторое время назад заместитель министра внутренних дел Украины, начальник крымской милиции генерал Г...

Автор: Николай Семена

Некоторое время назад заместитель министра внутренних дел Украины, начальник крымской милиции генерал Г. Москаль утверждал, что ни одна теневая группировка не зарегистрирована в Минюсте, а потому он не знает, кто такие «башмаки» или «сейлем», — для него все они нарушители закона и «берут», мол, всех подряд. Но по мнению наблюдателей, знавших местную ситуацию, ударная сила милиции в прошлый раз была направлена в основном на опорные организации группировки, называвшейся «сейлем», а структуры, относящиеся к «башмакам», пострадали несравненно меньше. Настолько меньше, что со временем заняли лидирующее положение в теневых делах региона. При этом в документах правительства и Верховной Рады Крыма несколько раз сообщалось, что из-под влияния ОПГ на полуострове выведено больше 2 тысяч коммерческих структур, что доходы, например, курортного комплекса Крыма увеличились на 30 процентов только благодаря тому, что здравницы были выведены из-под «опеки» теневых «крыш». И вот сообщение ЦОС ГУ МВД Украины в Крыму, распространенное с наступлением 2000 года, расставило все на свои места. В оригинале не имевшее заглавия сообщение опубликовано крымскими газетами под красноречивыми заголовками: «Аресты «башмаков», «Очередь дошла до «башмаков»?», «Началось наступление на «башмаков». Приведем его полностью:

«Главным управлением МВД Украины в Крыму и прокуратурой Автономной Республики Крым задокументированы ранее неизвестные факты преступной деятельности одного из крупнейших бандформирований Крыма — «Башмаки». Арестованы его активные члены.

Установлена причастность данной организованной группировки к совершению еще ряда заказных убийств, вымогательств, криминальных разборок и других преступлений. Сумевшие избежать правосудия отдельные лидеры и члены преступного формирования особенно активизировались в 1999 году.

8 июля 1999 года из-за внутренних конфликтов в преступном формировании в Симферополе, на ул. Ракетной, были расстреляны граждане Кириченко и Игнатьев, входившие в ОПГ «Башмаки». Следствием было установлено, что заказчиком данного преступления является бывший член этого же преступного формирования Борис Майда, а исполнителем расстрела — его родственник Петр Иванов. Данные лица от правосудия скрылись и перешли на нелегальное положение.

С целью сведения счетов поиском их одновременно занялись и лидеры преступного формирования, превратившие офис акционерного общества закрытого типа футбольного клуба «Таврия» в свою штаб-квартиру. По их указанию был похищен житель Симферополя Иванченко, с которым Майда поддерживал тесные отношения. Когда сестра Иванченко пришла в офис футбольного клуба «Таврия» узнать о судьбе брата, в кабинете президента клуба Аронова находились все известные члены данного преступного формирования — вице-президент клуба Данильченко, бывший президент клуба Карасев, а также Шолохов, Гаврюшенко, Захаров. Последние угрожали убийством родственников и похищением детей, если не будет выдан адрес, где скрываются Майда и Иванов.

Лидеры преступного формирования дали указание физически устранить Иванова, который 23 октября 1999 года был похищен из кинотеатра «Космос». При этом в общественном месте была открыта стрельба из огнестрельного оружия. Впоследствии Иванова вывезли в район села Пионерское Симферопольского района, где расстреляли.

В дальнейшем подобная команда поступила в отношении Майды, местонахождение которого к тому времени было установлено. В ночь с 6 на 7 ноября в баре «Шатун» пос. Белозерка Херсонской области шестью выстрелами из пистолета были убиты Майда, а также находившийся с ним местный житель Гоаза и тяжело ранена сестра последнего.

В настоящее время исполнители убийства Иванова и Майды арестованы. Всего же арестованы 12 лидеров и активных членов преступного формирования. Остальные перешли на нелегальное положение. Документирование их преступной деятельности продолжается.

Удивляет тот факт, что руководство футбольного клуба «Таврия» вместо занятий футболом, где, к сожалению, крымчане не видят никаких успехов, превратило клуб в «сходняк» для уголовников, а депутат Верховной Рады Автономной Республики Крым Р. Аронов и народный депутат Украины Л. Миримский вместо заботы об интересах избирателей ищут встреч с арестованными в стенах следственного изолятора.

Главное управление МВД Украины в Крыму обращается к гражданам Крыма, которые стали жертвами преступных действий со стороны ОПГ «Башмаки», с предложением сообщить об этом в органы милиции…»

На следующий день редакции газет получили другое сообщение ЦОС ГУ МВД Украины в Крыму:

«Главным управлением МВД Украины в Крыму выявлены неединичные факты вымогательства организованной преступной группой личного имущества граждан в сумме, эквивалентной 100 000 долларов США.

В совершении данных преступлений обоснованно подозреваются президент футбольного клуба «Таврия», депутат Верховной Рады АРК Р. Аронов, вице-президент футбольного клуба «Таврия» А. Данильченко, Е. Янмин, приговоренный судом АРК (видимо, пропущено — Верховным… — Н.С.) к высшей мере наказания, и другие лица, фамилии которых в интересах следствия не разглашаются. 4 января 2000 г. Р. Аронов задержан правоохранительными органами и находится в изоляторе временного содержания. Возбуждено уголовное дело по статье 144 ч.3 УК Украины (вымогательство). Ведется следствие.

ЦОС ГУ МВД Украины в Крыму».

Эти сообщения были переданы также ДИНАУ и агентством «Интерфакс-Украина».

Нет сомнения, что наступление на «башмаков» вызвано, кроме криминальных, и свойствами политического характера. Свидетельствует об этом то, что приведенные в сообщениях факты преступной деятельности задокументированы, видимо, не вчера (речь идет об июне и ноябре), более того, как сказано, документирование продолжается и дальше. Тогда с чего бы это такие резкие промежуточные действия, к тому же практически безрезультатные, — депутат Р. Аронов был задержан, но до истечения трех суток и выпущен. Хотя дело, как сообщил корреспонденту «Зеркала недели» руководитель ЦОС ГУ МВД Украины в Крыму А. Домбровский, не закрыто и расследование его продолжается. А дело в том, как сообщает агентство «Интерфакс-Украина», что «Р. Аронов входит в парламентскую фракцию «Республика», находящуюся в оппозиции к спикеру парламента Леониду Грачу». Это, возможно, тот 51 голос, который делает еще дееспособным то «большинство» (в кавычках потому, что никто не установил до сих пор точное количество голосов в нем) в парламенте, о котором эти фракции так громогласно недавно заявляли. Если «выбить» из «большинства» хотя бы один голос, оно уже теряет свои правомочия, а его решения (об отставке президиума, в том числе Леонида Грача) — легитимность.

Ничуть не умаляя значения борьбы крымской милиции с ОПГ, нельзя не отметить ее неровность: пока власть могла уживаться с определенными политическими структурами, задокументированные факты так и оставались под спудом, но как только они замахнулись на притеснение власти — материалам был дан ход.

С одной стороны, конечно, борьба с ОПГ — это стратегическая линия государства, и преступность, нет сомнения, должна нещадно подавляться и наказываться — но через суд. Широко опубликованное газетами в «нужное» время сообщение ЦОС — никакое не доказательство вины Аронова, а лишь предположение, которое в случае его провала в суде должно привести к извинениям со стороны МВД и возмещению за нанесенный ему моральный ущерб со стороны государства. И то правда — почему «в интересах следствия» фамилии одних действующих лиц не раскрываются, а других — широко оповещаются? Аналогично происходит и с именем народного депутата Украины Льва Миримского, который, как явствует из сообщения, почему-то стал принимать участие в судьбе арестованных «башмаков» и добиваться встречи с ними в следственном изоляторе «вместо заботы об интересах избирателей». Сообщение ЦОС намеренно, но не явно, без доказательств бросает тень на народного депутата — Миримский как бы тоже причастен к этим событиям. И поскольку ситуация повторяется не первый раз, то прессе надо сделать свои выводы.

Во-первых, в феврале-марте 1997 года не только крымские политики, но и министр внутренних дел Ю. Кравченко, глава СНБОУ (тогда В. Горбулин), представитель СБУ, а также и сам Президент в той или иной форме выражали предположение о причастности народного депутата Льва Миримского к теневой деятельности в Крыму. За прошедшее после тех событий время, как минимум, 5 или 6 газет, опубликовавшие предположения этих государственных деятелей, проиграли дела в симферопольских судах и возместили депутату ущерб, нанесенный его чести и достоинству. Казалось бы, все встало на свои места — Лев Миримский чист. Но вот ситуация двухлетней давности повторяется — драка в верхах власти снова приводит к публикации сведений, еще не доказанных судом. Не исключено, что симферопольские суды опять будут завалены исками о чести и достоинстве и пресса опять окажется крайней. Авторы же всей первичной информации снова будут в стороне: и не опровергнут свои сведения, и не станут их доказывать, будут хранить гордое молчание до следующего подобного случая.

Поэтому не пора ли самому государству иметь честь и достоинство и расставить, наконец, точки над «і»: провести проверку сомнительных сведений, имеющихся в распоряжении государственных структур, информацией которых пользуются высокие руководители, и сообщить народу, участвует народный депутат Л. Миримский в событиях вокруг теневых структур или не имеет к ним никакого отношения. Это не праздное любопытство — избирателям округа, а это половина города Симферополя, необходимо знать, кого они делегировали в парламент страны и голосовать «за» или «против» Л. Миримского, если он снова, уже третий раз, выдвинет свою кандидатуру на выборах в Верховную Раду Украины. И если человек чист — тогда зачем всуе упоминать его имя при всяких сомнительных обстоятельствах, как это делают время от времени представители разных государственных органов, в последнем случае ЦОС МВД Украины в Крыму?