UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пограничная коммерция

Наша газета уже не раз рассказывала о произволе, который царит в Беларуси по отношению к автовладельцам — гражданам Украины...

Автор: Юрий Волошин

Наша газета уже не раз рассказывала о произволе, который царит в Беларуси по отношению к автовладельцам — гражданам Украины. Автор этого материала после появления статьи «Белорусский автостоп» встречался с председателем таможенного комитета Республики Беларусь Шпилевским и спросил его, знаком ли он с этим материалом.

— Подумаешь, конфисковали три машины, — презрительно бросил главный белорусский таможенник.

— Ну, во-первых, не три, а тринадцать, а во-вторых, что бы вы сказали, если бы это были ваши личные автомобили?

В ответ — молчание…

Поэтому, когда на стол консула Украины в Беларуси легла очередная папка документов, свидетельствующих о незаконных действиях белорусских правоохранительных органов, мы решили вернуться к теме. Причем, чтобы не перечислять все нарушения, расскажем лишь о двух самых нелепых случаях, дающих наиболее яркое представление о том, что появление в Беларуси автомобиля с украинскими номерными знаками действует на белорусских правоохранителей как красная тряпка на быка.

Четвертого июня 2004 года жительница г.Олевска на Житомирщине Нина Котяш обнаружила, что навесной замок на принадлежавшем ей гараже сорван, а ВАЗ-21093, принадлежавший ее племяннику Сергею Лозко, исчез. Местные милиционеры очень быстро расследовали этот случай, и уже 10 июня было точно установлено, что кражу со взломом совершил гражданин Республики Беларусь Александр Ветис. Трудность заключалась в другом: 4 июня А.Ветис пересек таможенную границу Республики Беларусь (очевидно, с белорусским паспортом, но на украинском авто), а 17 августа он был задержан на рынке в белорусском городе Мозыре, где пытался продать украденный автомобиль.

Разбирательство и суд длились долго, но 16 февраля гражданку Украины Котяш пригласили в Мозырское управление внутренних дел и под расписку выдали автомобиль с украденными вещами и справку (№ 1709) для проезда через государственную границу Беларуси. Но здесь-то и началось самое интересное…

Когда Нина Котяш со своим племянником (заметьте, на законных основаниях) обратились в Мозырскую таможню за получением разрешения на обратный вывоз похищенного у них автомобиля, то вместо помощи в пересечении границы они были задержаны 23 марта 2005 года суд г. Мозырь постановил прекратить административное дело в отношении гражданина Беларуси в связи с истечением срока привлечения его к ответственности, но… произвел конфискацию транспортного средства, принадлежащего гражданину Украины. Вряд ли здесь нужны комментарии. Хотя пострадавшие граждане Украины обращались не только к судебным властям, но и к председателю комиссии по правам человека белорусского парламента Кулаковскому, всюду им отвечали названием известного зарубежного фильма: «Дело закончено — забудьте»! А легко ли это сделать людям, которых Республика Беларусь попросту ограбила на 40000 гривен?

Киевский хоккеист Гниденко подписал контракт с федерацией хоккея Беларуси (которую, кстати, возглавляет министр внутренних дел страны В.Наумов) и хоккейным клубом «Витебск». Посадив в собственный автомобиль с украинскими номерами жену и маленького ребенка, зарегистрировав на таможенном пункте «Новая Гута» свое авто на три месяца (больше по белорусскому законодательству не положено), легионер приступил к работе. Но когда через три месяца его жена прибыла на этом автомобиле на продление регистрации, работник «Новой Гуты» потребовал, чтобы она проехала по «красному коридору». Затем всем было велено выйти из машины. И хотя в выданном ранее документе было четко написано, что машина может находиться в Беларуси до 15 марта, на таможне она была 1 марта, по словам таможенника, это требовалось сделать 23 февраля. Машину опечатали, отогнали на таможенный склад, забрали ключи и все документы, а женщину с маленьким ребенком выставили на улицу. Сейчас этим делом занимаются приглашенные посольством Украины юристы из Международной ассоциации защиты прав человека. Однако чем бы оно ни закончилось, уже можно сделать ряд выводов. Если бюджет страны на 20% зависит от стоимости имущества, конфискованного у граждан, пересекающих таможенную границу, то совершенно естественно, что это ведомство будет стараться, невзирая ни на что. Особенно теперь, когда повышение цен на российские энергоносители больно ударило по бюджету.