UA / RU
Поддержать ZN.ua

Погода в доме: угроза подтопления

Смею предположить, что отдельно взятый эпизод, о котором речь пойдет дальше, — лишь часть общегосударственной сюжетной линии.

Автор: Татьяна Пархомчук

Странная все-таки у нас практика построения демократичного государства. Она напрочь расходится с теорией. В стране, где обещают услышать каждого, у того, кто должен услышать, что-то неладно со слухом. В городе, который обозначался как комфортный для проживания, повсеместные удобства только для избранных. Для остальных - во многом стена небрежности и равнодушия. Но выстроена она тщательно и умело. Смею предположить, что отдельно взятый эпизод, о котором речь пойдет дальше, - лишь часть общегосударственной сюжетной линии.

Итак, в далеком 1990 году в 3 на перекрестке улиц Пирогова и Литвиненко по проекту института «Военпроект» вырос жилой 14-этажный дом для военнослужащих. Строила его одна из военных организаций. Новое жилье это всегда хорошо. Но радость для одних стала долгоиграющей серьезной проблемой для других. Как оказалось, во время строительства были нарушены русла подземных рек. Поэтому возведение высотки для жителей частного сектора (он был застроен в 50-60-е годы) 1-го переулка Пирогова и улицы Литвиненко начало отсчет нового экстремального периода жизни. Вследствие горизонтального водоупора стремительно поднялся уровень грунтовых вод в подвалах, погребах и помещениях домов. И, как сетуют сами жители «подмоченного» участка, на протяжении шести лет их хозяйства систематически затапливало. В перекрытиях и перегородках домов появились трещины, стены покрылись плесенью, начали проседать фундаменты. Не говоря уже о том, что на участках погибло много фруктовых деревьев, кустарников и других многолетних растений. Надо было спасать дома и имущество от разрушения. Жители стучали во все двери, даже в Москву в Минобороны ездили. Дело сдвинулось с места в 1992 году после пикетов у городского совета и обращения в суд. Последний обязал республиканское проектно-производственное объединение «Укржилпроект» сделать заключение и дать рекомендации относительно дальнейших мер по устранению возможных угроз разрушения домов. «Укржилпроект» рекомендовал построить необходимое гидротехническое сооружение. И в 1996 году военные части Минобороны построили дренажную систему с выходом в сторону реки Южный Буг. С того времени грунтовые воды не поднимались до критического уровня. Правда, не была соблюдена одна очень важная формальность - построенное сооружение нужно было взять на баланс коммунального хозяйства городского совета. Итог получился другим: миллион родных «купоногривен» вбухало отечество в стройку, а в результате она оказалась ничьей.

И, казалось бы, чего теперь ворошить прошлое. Дренажная система есть, от строительства еще двух домов на том же месте военные отказались, ну и ладно. Ан нет. Новая эпоха новых застроек в хороших зеленых массивах принесла новые тревоги и старые ощущения.

В 2007 году некий полковник в отставке приватизировал земельный участок между двух домов по улице Пирогова - в том месте, где проходит дренажная система. А в июле 2011 года начал строительство дома без утвержденной проектной документации. Тогда новый застройщик на замечания соседей о том, что на этом участке проходит часть дренажной системы, не реагировал. Экскаватор, копавший траншею для строительства фундамента, разрушил подземные дренажные трубопроводы и смотровые колодцы. Уровень грунтовых вод поднялся, и котлован залило водой. А в одном из дворов появилось озеро, размером приблизительно 10 кв. м, не замерзавшее даже при нынешних морозах. Жители не на шутку обеспокоились перспективой реальной угрозы очередного подтопа домов грунтовыми водами. Ведь локальная катастрофа может принести и экологическую проблему: если все разольется на полную мощь, то неуправляемая вода легко снесет в сторону Буга и содержимое выгребных ям.

В октябре прошлого года жители переулка Пирогова обратились с просьбой в винницкую мэрию срочно создать комиссию по обследованию дренажной системы, запретить любое строительство до выяснения обстоятельств возведения, ремонта и взятия на баланс гидротехнического сооружения, нанесения его на план инженерных сетей города. Ведь место это хорошее - почти центр города и одновременно зеленая зона, поэтому наверняка на него есть еще претенденты. И кульминацией этого обращения должно было стать прошлогоднее срочное исследование участка с реанимацией необходимых документов. Но горсовет отделался стандартными для нынешних органов власти отписками, которые, похоже, пишутся по одному образцу: «Все куры передохли, пришлите новый телескоп».

Что касается вышеупомянутого нового застройщика, он обещал, как только сойдет снег, починить разрушенную часть дренажа. Это не единственная проблема, которая есть у полковника в отставке, - в прокуратуре Винницы ведется проверка по возбужденному уголовному делу относительно законности получения права собственности на земельный участок. А «за выполнение строительных работ без утвержденной проектной документации» упомянутого господина полковника уже штрафовала инспекция государственного архитектурно-строительного контроля Винницкой области. Собственно, никто из жителей «подмоченных» улиц не собирается как-то мстить новому соседу или сводить счеты. На его месте мог оказаться любой. Сколько у нас построек ведется с недоделанными или отсутствующими документами! Но, очевидно, власти за ее великими делами не до мелочей.

Комментарии чиновников по этому поводу несколько противоречат тому, что говорят озабоченные потерянной системой жители подтопленного участка. В горисполкоме утверждают, что проблемой этой занимаются, мониторят, но все упирается в отсутствие необходимой проектной документации, которую горисполком никак и нигде не может найти. Мол, строительство это проходило на рубеже двух государств, поэтому немалая часть документации показалась ненужной и ее выбросили. Наверное так же, как и сопровождающие документы к распоряжению горисполкома от 1993 года о строительстве дренажной системы, подписанные тогдашним мэром Дмитрием Дворкисом.

- Для того чтобы принять на баланс, нужно иметь документацию, необходимо обследовать, где залегает эта дренажная система, как проходят трубы, все упирается в отсутствие проектной документации, - говорит начальник отдела ремонта объектов благоустройства департамента коммунального ремонта и благоустройства винницкого горисполкома Федор Лесик. - Самих застройщиков-заказчиков нет: воинские части расформированы. Мы искали контрольный экземпляр в проектном институте, зная, что «Водпроект» его делал, - там тоже нет. Они говорят, что у них было много пертурбаций. Часть документации они сожгли, она оказалась ненужной, часть - сдали в макулатуру. Придет весна, и будем искать - что, чего, где, когда. За это время посмотрим, можно ли внести какие-то изменения в местный бюджет, ведь нужно предусмотреть деньги на паспортизацию и изыскания того, что там творится. Этот массив - место приоритетной застройки, и в будущем пустые участки там вряд ли останутся. Поэтому, конечно, мы заинтересованы в этой дренажной системе как в одном из элементов инженерной защиты территорий. Хотя в том месте никогда не было подтоплений. На том участке грунтовых вод никогда не было. Люди на грунтовых водах селиться не будут. У них там подвалы, погреба. Как можно залезть на полметра в землю и «поймать» воду? Никто не доказал, что вода там вообще есть. Нет гидрологического отчета.

- Тогда, по-вашему, что это такое, откуда взялась вода и боязнь очередного затопления жилых помещений?

- Когда военные поставили высотный дом на углу Литвиненко-Пирогова, поменялась система движения обычных поверхностных водоотводов, воде надо было обойти этот дом, чтобы куда-то деваться. Раньше водоотводы плавно сходили по всей площади. Поменялся естественный отток воды, и местами она начала заходить во дворы. Это не грунтовые воды. Но проблему мы понимаем. Даже если не будет документации, когда сойдет снег, будем методом «тыка» идти по дворам с участковым, с квартальным комитетом и искать, где колодцы. Пусть показывают, рассказывают. Потому что никаких следов у нас нет. Тем более, если делать инвентаризацию, надо залезать в колодцы, изучать, смотреть, какой материал там заложен, какие диаметры, сечения. Это вопрос не двух минут и даже не одного месяца, - уверен Федор Леонидович.

О том, что это грунтовые воды, в 1992 году в своем заключении написало проектное предприятие «Укржилремпроект», а в 1993 году - в своем гидрогеологическом исследовании НИИ «Водпроект». Ну, может, эти доказательства неактуальны и малозначительны, а может, вообще не те? Что же касается самого гидротехнического сооружения, то по плану, разработанному институтом «Водпроект», оно представляет собой «подземные трубопроводы из керамических труб диаметром более 300 мм и общей длиной более 800 метров». Имеет в своем составе более 50 смотровых колодцев для обслуживания и содержания в рабочем состоянии всей дренажной системы.

Складывается впечатление, что представление чиновников о проблеме весьма смутное. Все же из окон кабинетов горсовета улицы города не просматриваются, а уж дренажные трубы под землей тем более не видны. Но желание быть правыми и обвинять в проблемах самих же жителей непреодолимо для любой власти.

В НИИ «Водпроект», по адресу Хмельницкое шоссе, 13 (две остановки трамваем от мэрии), мне дали копию проекта упомянутой дренажной системы. Здесь проект этого гидротехнического сооружения есть еще и в разрезе. Главный инженер говорит, что поставил упомянутую проектную документацию в шкафу на видном месте. А вдруг понадобится городским властям и поможет им найти то место, где зарыт миллион государственных «купоноденег», до которых теперь никому нет дела. Но главная задача - это, конечно же, взять на учет потерянную дренажную систему, чтобы обезопасить существующие домовладения и те, которые, возможно, будут строиться.