UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОД ШУМ РЕФОРМЫ

Посевные площади Днепропетровщины раскинулись почти на 2,5 миллиона гектаров. Валовой сбор ранних зерновых, выращенных в этом году, по словам главы облгос-администрации Николая Швеца, составил 1 млн...

Автор: Владимир Овдин

Посевные площади Днепропетровщины раскинулись почти на 2,5 миллиона гектаров. Валовой сбор ранних зерновых, выращенных в этом году, по словам главы облгос-администрации Николая Швеца, составил 1 млн. 584 тыс. тонн плюс 425 тысяч тонн подсолнечника, что, если судить по показателям рекордных лет, говорит об огромных резервах. В нынешнем году под озимыми будут заняты 570 тыс. га, что обещает в будущем году дать солидную прибавку к урожаю.

На «останках» почивших в бозе колхозов заканчивается на Днепропетровщине процесс реформирования АПК. Преобразования завершили более двух третей сельхозпредприятий. Вместо бывших КСП создано 306 обществ с ограниченной ответственностью, 40 агрофирм и ОАО, 60 частноарендных предприятий, 150 фермерских хозяйств и 41 сельхозкооператив. Такая ломка не могла не породить желание половить «рыбку в мутной воде». При этом экономическая преступность на селе обрела иную окраску, чем в прежние годы.

— Если раньше преобладали элементарные кражи продукции, — говорит начальник управления государственной службы по борьбе с экономической преступностью (ГСБЭП) в Днепропетровской области полковник милиции Анатолий Сыпко, — и к ответственности привлекались материально ответственные лица, то теперь преобладают лица должностные, восседающие в руководящих креслах.

Уровень преступности в АПК превысил уголовные деяния в сферах приватизации (370 фактов) и внешнеэкономической деятельности (280).

За одиннадцать месяцев реформирования АПК в Днепропетровской области выявлено и пресечено 422 преступления. В том числе 178 хищений государственного и коллективного имущества, 34 из которых — в особо крупных размерах. Выявлено 13 фактов взяточничества и шесть фактов разворовывания бюджетных средств. Сейчас к уголовной ответственности за совершенные преступления привлекаются 547 человек, из которых 347 — руководители сельхозпредприятий.

«Мертвые души»

Реформирование АПК дало толчок криминальной лихорадке, «заразившей» руководителей сельских властных учреждений. Их мошеннические действия в тандеме с председателями колхозов нанесли сельхозпредприятиям области материальный ущерб на сумму свыше 8 миллионов гривен. Председатель Преображенского сельсовета щедро раздавал государственные акты на землю... покойникам. Его коллега Владимир Фоменко из Зайцевского сельсовета Синельниковского района внес в списки своего КСП специалиста по землеустройству Елену Логвиненко, получившую земельный пай площадью в 7 га. Да и сам Владимир Иванович тоже не забыл получить сертификат на землю.

Надо сказать, что должностные лица сельсоветов в период реформы, не отягощая себя соблюдением законов, пустились во все тяжкие. Председатель Марьяновского сельсовета незаконно оформлял аренду земли, его коллега из соседнего района «подмахивал» такие же липовые договора. Не отставали от своих властных собратьев председатель Вильненского сельсовета Синельниковского района (незаконно получил сертификат на землю), специалисты-землеустроители некоторых сельсоветов Апостоловского и Криворожского районов тоже записали себе по паю. Клавдия Мельничук, специалист по вопросам землеустройства Ленинского сельсовета Апостоловского района «устроила» регистрацию договоров аренды земли людям, давно прописанным на местном погосте. Что характерно, ни одно из вышеперечисленных лиц никакого наказания, кроме штрафов, так и не понесло.

Всех переплюнул председатель КСП «Колос» Павлоградского района, решивший не обидеть земляков, но тех, кто давным-давно разъехался по городам и весям страны. Правда, эти граждане о наделении их сертификатами на земельные паи стоимостью 1 млн. 20 тыс. грн. даже не подозревали.

Усушка-утруска

Вообще-то присвоение земельных сертификатов или их незаконная выдача («всего-то» 15 зарегистрированных преступлений при распределении земельных паев на сумму 2 млн. 580 тыс. грн.) — мелочовка по сравнению с масштабами творческо-криминальной деятельности предприимчивых председателей КСП. Примеров, как говаривал известный кот Матроскин, «ну просто завались». Председатель КСП «Коминтерн» при распаевании земли и разделе имущества занизила балансовую стоимость сельхозтехники родного колхоза на 1 млн. 201 тыс. грн. А потом передала трактора и комбайны в СП «Южное», где, понятное дело, заняла руководящий пост. У сверхпредприимчивого председателя КСП «Промiнь» из Верхнеднепровского района аппетит был поболее. Он представил в райгосадминистрацию ложную выписку из протокола общего собрания, где говорилось о передаче всего имущества и земельных угодий во вновь регистрируемое дочернее предприятие (директором которого сам и являлся). Причем объем земли был занижен на 196 га. Вдобавок он попытался «протащить» во вновь созданную фирму два комбайна «Дон», четыре трактора «ЮМЗ», 100 тонн семенной пшеницы и полтонны сахара. Земельно-имущественный «кусочек» стоил почти 1 млн. гривен.

Вообще-то занижение балансовой стоимости основных и оборотных средств с целью их хищения — явление довольно обычное. Например, руководитель КСП «Завет Ленина» из Юрьевского района на пару с главбухом занизили стоимость основных средств колхоза на 300 тыс. грн., после чего передали их в ЗАО «Юрьевское». Более тонко действовал председатель КСП «Заря» из Магдалиновского района. Под его диктовку была составлена и заверена выписка из решения общего собрания коллектива, где говорилось о передаче в районный земельный запас 285 га угодий стоимостью 1 млн. 250 тыс. грн., как не подлежащих распаеванию. Спустя время эти участки благополучно стали обрабатываться тоже в «Заре», но уже ООО, принадлежащем родственникам хитрого экс-председателя.

Днепропетровщина относится к числу областей Украины, способных обеспечить себя хлебом.

— Хотя для этого, — утверждает Анатолий Сыпко, — ей каждую неделю необходимо 15,7 тыс. тонн зерна. Сельхозпроизводителями на элеваторы и хлебоприемные пункты после последней жатвы сдано на хранение всего 53750 тонн зерна, т.е. 5 процентов от собранного.

Остальное хранится в хозяйствах. Даже не учитывая скорректированные Анатолием Александровичем данные по урожаю зерновых в нынешнем году («не дотягивает и до 1 млн. 200 тыс. тонн»), нетрудно подсчитать, что хранимого в «закромах Родины» не хватит даже на месяц. К тому же урожай-2000, по словам председателя правления АО «Днiпромлин» Николая Комишанова, — «это в основном зерно 4-го, 5-го и 6-го классов. Такое зерно, насколько я помню, никогда раньше не было продовольственным. Смолоть из него муку высшего сорта или сделать хорошую крупу практически невозможно...»

И без того небольшие, надеюсь, пока запасы зерна на днепропетровских элеваторах разворовываются. Вышеупомянутый экс-председатель КСП «Заря» уже в должности директора Бузовского элеватора без разрешения Фонда госрезерва погасил долги своего предприятия 5100 тоннами зерна пшеницы и семян подсолнечника на общую сумму 1 млн. 685 грн. Чтобы компенсировать нанесенный государству ущерб, пришлось описывать и изымать имущество элеватора. Более «скромный» ущерб — всего 409 тыс. гривен — нанес Фонду госрезерва директор ОАО «Брагиновский элеватор», самовольно отпустивший фирме «Сирена» 390 тонн пшеницы.

— Денежная ситуация такова, — считает Николай Комишанов, — что город (Днепропетровск) берет кредиты для закупки газа. Поэтому запаса сделать (в этом году. — В.О.) не удалось. Сегодня цена на пшеницу высокая, но еще терпимая. К весне, думаю, тонна пшеницы будет стоить далеко за 900 гривен. Многие мелькомбинаты уже испытывают финансовые трудности не только в Украине, но и у нас — нет оборотных средств, чтобы закупить зерно для переработки...

Высокую цену на зерно провоцируют высокие банковские кредиты, предоставленные сельхозпредприятиям на закупку посевного материала, ГСМ, минудобрений и сельхозтехники.

В целом, по мнению Анатолия Александровича, необходимо совершенствование механизма госконтроля за деятельностью приватизированных сельхозпредприятий:

— В данный момент практически отсутствует координация севооборота. Необходимо нормативно расширить права и обязанности ФГИ, управления земельных ресурсов по отслеживанию этой ситуации и возможности влиять на нее. В случае грубых нарушений правил соблюдения севооборота, приводящих к истощению земель, резкому уменьшению плодородия почв, необходимо предусматривать возможность изъятия земельных участков в фонд государства... К тому же полученные земельные паи передаются по наследству или в аренду любому лицу, предложившему удовлетворительную цену, в результате чего может измениться целевое назначению земельных участков, снизиться урожайность. Поэтому необходимо законодательно закрепить обязанности собственников земли по условиям использования, сохранению качественного состояния земельных угодий и их целевого назначения.