UA / RU
Поддержать ZN.ua

Почти античное преступление

Почти античное преступление совершено в Чернигове. Вспыхнуло старинное здание библиотеки для юношества...

Авторы: Владимир Фоменко, Илья Хоменко

Почти античное преступление совершено в Чернигове. Вспыхнуло старинное здание библиотеки для юношества. Правоохранительные органы предполагают поджог.

О бизнес-конфликте, связанном со вспыхнувшим памятником старины, «ЗН» рассказывало дважды (статьи «Следствие окончено, забудьте» и «Зона поражения»). Чтобы оценить предмет его по достоинству, совершим короткий экскурс в историю.

Прежде небольшой дворец на улице Шевченко принадлежал историческому музею. Построен он на средства Черниговского губернского земства — во исполнение завещания Василия Васильевича Тарновского-младшего. Аристократа, предок которого — согласно родословному древу — был возведен в графское достоинство королем Сигизмундом. Убежденного противника рабства. Человека, верившего в будущее свободного украинского народа так, как мало кто из украинцев, к сожалению, верит. Историка и археолога, отдавшего все свои средства и силы собранию коллекции украинских древностей. И завещавшего ее «черниговскому губернскому земству без права отчуждения из города Чернигова, если не встретится со стороны правительства препятствий».

Завещание нарушили. Уникальное собрание древностей, старинных картин, рукописей и рисунков Тараса Шевченко было распылено по разным музеям. И — хоть доказать последнее сегодня непросто — частным коллекциям тех, кто не разделял нравственные приоритеты прежних хранителей древностей.

Зданию до недавнего времени везло больше. Ни в революцию, ни в Гражданскую, ни в Отечественную оно не пострадало. И использовалось в общем-то в соответствии с духом последнего волеизъявления Тарновского, записанного когда-то киевским нотариусом Воробьевым «на Крещатике, в доме Мацока, №9…»

Когда музей переехал в более просторное помещение, дворец на ул. Шевченко отдали областной библиотеке для юношества.

«Наезды» на библиотекарей начались еще до помаранчевой революции. Дело в том, что библиотека находится практически рядом с областным стадионом имени Гагарина. Более рентабельное место для кабака трудно вообразить.

Как и все подобные начинания, происходило все втихаря. Подлинные мотивы маскировались благообразными формулировками вроде «временного отселения». Из областного подчинения библиотеку плавно спихивали в городское. Учитывая то, что самые «крутые» аферы с землей и недвижимостью (вроде реконструкции городского центра) проворачивались как раз на муниципальном уровне, дальнейшее развитие событий было вполне предсказуемым.

Может, конфликт и не выплеснулся бы на страницы столичных газет. Но библиотекарей загнали в тупик. Строительная площадка на проспекте Победы, предназначавшаяся для нового библиотечного здания, «выродилась» в нечто, не имеющее ни малейшего отношения к детям и книгам.

«…Новая детско-юношеская библиотека, которую собирались построить рядом с черниговским дворцом пионеров и школьников, никогда в этом месте стоять не будет. Городским архитектором в документах произвольно изменено предназначение воздвигаемого здания (было — дом с обьектами социально-культурного назначения, а потом слово «культурного» вдруг исчезло). Фактически же на этой площадке — с грубейшими нарушениями строительного законодательства и строительных норм — сооружается суперэлитная жилая многоэтажка. Всего на сорок квартир (размещаемых в двух ярусах). С постом охранника, башней и подземными гаражами. При этом точное число гаражей тщательно скрывается (потому как ни одному гаражу там, рядом с детским учреждением, не место)», писало тогда «Зеркало недели». Остановить земельный дерибан журналистам не удалось. Но и бывший музей Тарновского подмять под себя у криминального капитала тогда не вышло.

Следующий раунд борьбы (или акт постыдного спектакля?) разыгрался в 2006-м. Тогдашний губернатор (человек в Чернигове временный и с историей Полесья незнакомый) подмахнул «поручение», позволяющее библиотеку у библиотекарей отобрать. Документ был насквозь незаконным. Как говорится, нелегитимным, не имеющим силы решения, подлежащего исполнению. Помещение, отводимое под библиотечные нужды, не позволяло ни принимать читателей, ни даже просто расставить книги на полки. Но снова вмешалась столичная пресса. Да и время было для земельных беспредельщиков не самое приятное. Тогда по факту афер с недвижимостью и землей возбуждались уголовные дела. Нынешние хозяева Чернигова ходили в кандидатах на скамью подсудимых. Сказать, чем закончится время перемен, никто не мог.

Конфликт не был разрешен официальным образом. Он как-то сам собой исчерпался. Угас. Оказалось, не навсегда.

То, что в Чернигове грядет новый «черный передел» собственности, стало ясно еще тогда, когда «скоропостижно» отправился на пенсию начальник горотдела милиции Э.Алехин. «Человек перемен», ставший руководителем на волне постреволюционной эйфории и не вписавшийся в новые расклады. Ушел без объяснений, отключив мобильный, ничего не объяснив журналистам. Так уходят либо воры в преддверии разбора полетов. Либо честные люди, когда начинается время воров.

Потом события пошли косяком. Вынырнули из небытия призабытые проекты «метроградов» (в городе, где метро нет и никогда не будет) и безумно дорогих «ледовых дворцов» (в депрессивном регионе, где заработать на билет в кино проблематично). На форсаже пошла так называемая «реставрация Дворянского собрания» в районе старинного Вала (читай — строительство очередного «постельно-развлекательного» сооружения рядом с древнейшими в Украине храмами домонгольской эпохи).

Завыли бензопилы в чудом уцелевших зеленых зонах. Кстати, не всегда бензопилы. Застройщики стараются работать втихую, по-быстрому. Деревья в районе проспекта Мира надрезали ночью, ножовкой. Сооружение подземного развлекательного комплекса стартовало в последний день Пасхи, когда все должностные лица отдыхали.

Настала ли очередь юношеской библиотеки, которой не посчастливилось существовать в старинном музейном здании? Маленьком дворце, построенном на земские деньги тогда, когда для губернаторов и градоначальников еще существовало архаичное понятие «честь»? Это не словесная эквилибристика. «Честь имею сообщить, что со стороны правительства препятствий не встретится» — письменно возвел волю Тарновского в ранг государственного решения когда-то губернатор Андриевский.

…По официальным данным, пожар повредил 23 тысячи книг. Половину абонемента. Разбитое стекло и следы горючего на месте пожара свидетельствуют о поджоге. Мы разговаривали и с библиотекарями, и с сотрудниками МЧС. Последовательность событий такая вырисовывается. Ночью разлетелось стекло. Сработала сигнализация. Приехала вневедомственная охрана, потом пожарные. На месте, говорят, нашли ткань, источавшую сильный запах горючего. И с абсолютной точностью наличие углеводородного топлива в зоне возгорания подтвердил газоанализатор лаборатории МЧС.

Библиотекари слабо надеются, что это хулиганство какое-то, дет-
ская выходка. Якобы вот и одиннадцатую школу на днях подожгли. Мы проверили. Ничего общего. В школе загорелась проводка.

Не похож ночной библиотечный пожар на шалость. Хулиганы скорее петарду бы кинули. Бутылку бы о стену разбили. Совсем на другое похож.

Подобные самовоспламеняющиеся «аргументы» использовались на Черниговщине во время гангстерской войны за передел топливо-энергетического комплекса (см. статью «Докладная записка»). Правоохранительные органы «огнеметчиков» тогда и не собирались ловить. По данным парламентского комитета по вопросам борьбы с коррупцией и организованной преступностью, органы были в доле с бандитами…

На момент написания этой статьи поджигатель не пойман, дело не возбуждено. Но даже если его и поймают, особой надежды на прояснение подлинных обстоятельств преступления нет.

Анализ чрезвычайных происшествий последних лет позволяет предположить: «беловоротничковая» преступность освоила новый способ силовых акций. С привлечением маргиналов.

Местечкового Герострата, скорее всего, рано или поздно изловят. Но объяснит ли эта поимка (буде она состоится) следующее: случайно ли были выбраны место поджога, время (начало первого ночи) и мощность зажигательного снаряда? Или в этом присутствовал грамотный расчет? Ведь сгорела библиотека образом для соискателей места под кабак наиболее привлекательным. Книги полыхнули, а на века строившееся здание почти что не пострадало.

Ясное дело: лицо, наиболее заинтересованное в том, чтобы библиотека выгорела изнутри именно таким образом, никаких бутылок никуда не швыряло. Но если напрашивающееся объяснение пожара верно, человек этот (или группа) непременно проявятся. В ближайшее время.

Причем печальный опыт прежних публикаций свидетельствует: едва ли в силах журналистов остановить этих людей. Или хотя бы смутить.

P. S. Напрасно мы надеялись, что милиция местечковых Геростратов будет искать. По самым свежим данным, уже готов материал об отказе в возбуждении уголовного дела по данному факту в связи с отсутствием криминала. Как нам стало известно, решение это вынесено на уровне участкового. В телефонном разговоре милиционеры ссылались на экспертное заключение МЧС. Мы связались с начальником бюро пропаганды ГУ МЧС в Черниговской области Евгением Николаевичем Дубиной. И он еще раз повторил уже известное нам: стекло было разбито, запах горючего был, наличие следов горючего газоанализатор показал. В акте МЧС, равно как и официальных сообщениях ведомственной пресс-службы МЧС, данная информация отражена.