UA / RU
Поддержать ZN.ua

По суше, по воде, по воздуху…

Закарпатцы всегда рассматривали границу не только как неприступную стену, разделяющую государства, но и как способ, открывающий возможности для неплохого дополнительного заработка...

Автор: Владимир Мартин

Закарпатцы всегда рассматривали границу не только как неприступную стену, разделяющую государства, но и как способ, открывающий возможности для неплохого дополнительного заработка. Даже во времена СССР в приграничных городах процветала снискавшая славу «фарцовка», благодаря которой рядовой гражданин запросто мог получить остродефицитные товары иностранного производства. В нынешних условиях, когда понятие «дефицит» исчезло как таковое, главным двигателем для теневого передвижения товаров через границу выступает разница в ценах.

В этом материале речь пойдет не об оптовых схемах, за которыми стоят влиятельные люди в столице. Речь о жителях приграничных сел, которые, чтобы получить дополнительный заработок, нередко проявляют хитрость и сообразительность, достойную сюжетов для телепрограммы «Приколы нашего городка». А иногда идут и на откровенный криминал.

Детские бассейны со взрослым товаром

5 ноября 2006 г. на контрольно-пропускном пункте «Вилок», что на украинско-венгерской границе, произошло ЧП. После полуночи с венгерской стороны к КПП подъехал внедорожник «Тойота-Лендкрузер» с итальянскими номерами. Объехав на малой скорости очередь, водитель резко надавил на акселератор, снес шлагбаум и помчался по нейтральной полосе в сторону Украины. В последний момент украинский пограничник успел протянуть через проездную часть средство принудительной остановки автотранспорта «Кактус» (металлическую ленту с острыми шипами). На скорости около 100 км внедорожник наехал на ленту передними колесами, сорвал ее и исчез на территории Украины. Правда, далеко уехать с пробитыми колесами не смог. Пограничники, которые бросились вдогонку, нашли брошенное авто за три километра от границы. Его салон был доверху загружен мешками с молотой соломкой общим весом 345 кг (из такого количества можно изготовить около 30 тысяч порций опия). Венгрия, как известно, — крупнейший импортер мака в Европе, выращивать его здесь не запрещено, поэтому и достать соломку не очень сложно.

Как выяснило следствие, итальянские номерные знаки — краденые, как и сам внедорожник, который «одолжили» на территории Венгрии накануне прорыва границы. Водителя, отважившегося на столь дерзкий шаг, так и не нашли.

Описанный случай — скорее, исключение из правил. Времена прорывов границы ради провоза контрабандных товаров или самих автомобилей закончились в середине 90-х. Современные контрабандисты предпочитают использовать в своей «работе» не нахальство или наглость, а изобретательность. А предметы контрабанды, которые они пытаются переправить через границу, иногда поражают своей экзотичностью. В феврале 2006 г. на участке заставы «Со­ломоново» Ужгородского района пограничники обнаружили на берегу Тисы прибитый течением ящик из пенопласта, а в нем пять десятков прозрачных капсул с... пауками. О происхождении насекомых догадались сразу. За несколько дней до этого водитель украинского автобуса пытался вывезти пауков в Венгрию, однако не прошел ветеринарный контроль. В результате капсулы и оказались в реке. По одной из версий, водитель просто выбросил пауков в Тису, чтобы не морочиться с ними. По другой, более вероятной, — пытался переправить насекомых в Венгрию по реке, однако ошибся, не зная особенностей течения. В пользу второй версии свидетельствует и то, что капсулы были аккуратно запакованы в пенопластовый ящик, который не тонет в воде.

Постороннему человеку, не очень разбирающемуся в тонкостях приграничной жизни, водный путь контрабанды может показаться, мягко говоря, странным и рискованным (и действительно — не каждый отважится бросить в реку недешевый товар, не имея гарантии, что течение вынесет его в нужное время в нужное место). Тем не менее, местные контрабандисты используют Тису в своей «нелегкой деятельности» очень активно. Объясняется это двумя факторами: во-первых, граница по реке довольно условна, контрольно-следовой полосы здесь нет, а, во-вторых, водный участок государственной границы, проходящий через Закарпатье, занимает около половины общей ее протяженности. Бесспорный хит контрабанды, конечно, сигареты, разница в ценах на которые между Украиной и ее ближайшими соседями по Евро­союзу в три — пять раз. Все, что нужно для осуществления переправы, — знать особенности течения и договориться со своими «партнерами» на противоположном берегу о месте и времени. Вот и плывут по «нейтральной» Тисе различные стран­ные конструкции, при ближайшем ознакомлении с которыми оказывается, что это банальный «контрабас». Пограничникам неоднократно приходилось выуживать из реки огромные коробки, обмотанные для гидроизоляции полиэтиленовой пленкой и привязанные к пенопластовым поддонам, связанные жгутом герметичные пластиковые бочки и даже детские надувные бассейны, загруженные картонными коробками. В каждом «плавсредстве» — от 10 до 40 тысяч пачек сигарет «Прилуки», «Прима», Ronson, Next и т.д. Перед отправкой товара проводят тестовые пробы с колодами или ветками, которые указывают направление течения. После этого контрабандисты буксируют сигареты лодкой к нужному месту (русло Тисы местами заходит в глубину украинской территории и не охраняется пограничниками) и спускают их по течению, предварительно позвонив с мобильного своим партнерам с противоположного берега.

Дельтаплан как способ контрабанды

Есть и другой, более надежный, способ водной контрабанды, о котором автору рассказали пограничники из Чопа. В лесополосе на украинском берегу Тисы пограничный наряд обнаружил приделанное к дереву металлическое кольцо с колесиком. Такой же «механизм» нашли и словацкие пограничники на противоположном берегу. По-видимому, контрабандисты планировали протянуть над рекой веревку и переправлять по воздуху или воде ящики с сигаретами. Однако использовали ли они понтонную переправу по назначению хоть раз, неизвестно.

Наконец, отдельные сорвиголовы отваживаются даже на личную доставку товара и передачу его из рук в руки. Несколько месяцев назад мукачевские пограничники задержали вблизи контрольно-следовой полосы грузовой
ГАЗ-66 с надувной лодкой, несколькими ящиками сигарет и резиновым шлангом с самодельными переходниками. Контрабандис­ты пытались как можно ближе подъехать к реке, с помощью натянутого на выхлопную трубу шланга за минуту надуть лодки, перевезти товар и быстро вернуться на свой берег. Главное в таком деле — успеть до прихода пограничников. Но к таким авантюрам прибегают лишь рисковые натуры. Одно дело — потерять пущенный по течению товар, и совсем другое — попасть в руки правоохранителей на чужой территории, да еще и с вещдоками. Если само нарушение границы еще может вылиться в простой штраф, то за контрабанду уголовной ответственности пока никто не отменял. Впрочем, приграничные села — небогаты, стабильного заработка здесь нет, вот местные крестьяне и крутятся, кто как может, чтобы принести домой лишнюю копейку. Примерно такая же ситуация и на словацкой (венгерской, румынской) стороне. Кто из крестьян откажется от дополнительного заработка, в буквальном смысле плывущего тебе в руки?

Но самый экстремальный способ контрабанды — не водный и не сухопутный, а воздушный. В прошлом году на Закарпатье зафиксировали по крайней мере два случая, после чего пограничники шутят, что им самое время брать на вооружение способы противовоздушной обороны. 13 июня после полуночи пограничники заставы «Косино» услышали гудение, доносившееся сверху. Кто-то из офицеров несколько раз выстрелил в воздух из ракетницы, которая высветила в ночном небе дельтаплан, пролетавший на высоте несколько десятков метров над заставой с венгерской к украинской стороне.

Немедленно подняли весь личный состав, и через час «бэтмена» с моторчиком таки нашли. Возле с. Яноши Береговского района пограничники задержали ГАЗ-66 с тремя мужчинами. В кузове был разобранный дельтаплан, а также восемь ящиков с сигаретами.

Летательный аппарат оказался самодельным, с двигателем от «Жигулей». Сконструировал его бывший военный летчик из Крыма, чтобы катать с ветерком туристов. Турбизнес почему-то не заладился, вот крымчанин и решил заработать на западных рубежах отчизны. Поскольку в грузовике обнаружили лишь несколько ящиков сигарет, подозревают, что часть товара дельтаплан все же доставил по назначению. Однако на обратном пути пилот, не сориентировавшись в темноте, свернул не туда, пролетел просто над пограничной заставой и привлек к себе внимание пограничников.

Уголовное дело уже рассматривал суд. Контрабандисты получили условный срок наказания. Кроме того, крымчанину пришлось заплатить немалый штраф, чтобы вернуть свой дельтаплан. (Ин­тересно, что на этой неделе крымчанина с дельтапланом снова задержали вблизи государственной границы, в знаменитой долине нарциссов возле г.Хуст. Вместе с гражданином России он готовился к полету, не имея на это соответствующего разрешения. Наверное, хотел показать гостю с высоты птичьего полета выдающиеся места края, а заодно провести рекогносцировку местности...)

Еще один похожий случай произошел 9 сентября в районе заставы «Вилок» Виноградовского района. Пограничники начали преследовать «воздушную цель» сразу после того, как она пересекла венгерско-украинскую границу. Пилота задержали в одном из соседних сел. Им, к удивлению, оказался не украинец, а гражданин Венгрии. Свой аппарат (профессиональный дельтаплан «Ikarus-C22», зарегистрированный в одном из спортклубов Германии) он успел разобрать, чтобы спрятать в гараже. Сигарет у нарушителя не обнаружили, вероятно, он прилетел за товаром. По словам начальника Мукачевского пограничного отряда Игоря Левадного, у правоохранителей есть информация, что контрабандисты попытаются использовать легкомоторную авиацию и в дальнейшем, следовательно, скучать на западной границе Украины не придется.

Конечно, до масштаба американских контрабандистов, которые умудряются прокладывать длиннющие подземные туннели через мексиканско-американскую границу для транспортировки наркотиков, нашим селянам еще далеко. Впрочем, как говорят, у них еще все впереди. По крайней мере на то, что контрабандная деятельность в селах с обеих сторон государственной границы пойдет на спад, здесь никто даже не надеется...